Святой праотец Ной – сын Ламеха, отец Сима, Хама и Иафета, прямой потомок Адама в девятом колене. Ной – родоначальник человечества, последний из десяти допотопных патриархов.

В книге Бытия повествуется, что «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем» (Быт. 6: 9). Поэтому когда Господь Бог решил истребить людей, погрязших в злодеяниях, наведя на землю водный потоп, повелел Он Ною сделать ковчег и укрыться в нем с семейством, животными и птицами. После спасения от вод потопа «благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 9: 1). И заключил Бог завет с Ноем и его сыновьями, сказав: «Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас…, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа … Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею» (Быт. 9: 9–13).

Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. Он прожил после потопа триста пятьдесят лет, а «всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет» (Быт. 9: 29).

В древнерусском искусстве праотец Ной изображался в числе ветхозаветных праотцев и пророков. Первоначально подобные изображения встречались в монументальных росписях храмов, как например, в росписях церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде 1378 года. С XVI века иконы с изображением ветхозаветных праотцев со свитками в руках стали размещать в отдельном праотеческом ряду иконостаса. На иконах из праотеческого ряда Ной, как правило, изображается в хитоне, гиматии и сандалиях, в виде старца с ковчегом (в виде корабля) в руках, как, например, на иконе «Святой праотец Ной» 1660-х годов из иконостаса Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря города Суздаля из собрания Музея имени Андрея Рублева, а также из праотеческого ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.

Память святого праотца Ноя – в Неделю святых праотец и отец.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Холдин Ю. Сквозь пелену пяти веков. М., 2002. С. 88.

2. Качалова И.Я., Маясова Н.А., Щенникова Л.А. Благовещенский собор Московского Кремля: к 500-летию уникального памятника русской культуры. М., 1990.