Святой праотец Авраам (первоначально Аврам) – ветхозаветный патриарх, согласно библейскому преданию, родоначальник многих народов.
В книге Бытия говорится, что Аврам происходил из рода Сима сына Ноя. Он жил со своей семьей в древнем городе Уре Халдейском (современный Телль-эль-Мукайяр, Ирак). У Аврама была жена Сара, и «Сара была неплодна и бездетна» (Быт. 11: 30). Отец Аврама Фарра решил переселиться со всей семьей в землю Ханаанскую. «И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского» (Быт. 11: 31). Однако, во время остановки в городе Харран (современный г. Харран в Турции) Фарра умер. Тогда Господь велел Авраму продолжить путь: «Иди в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12: 1–3).
После того, как Аврам привел свою семью в землю Ханаанскую, Господь несколько раз являлся ему, подтверждая свое обетование. Несмотря на то, что у Сары по-прежнему не было детей, «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15: 6). Авраму было девяносто девять лет, когда Господь заключил с ним завет: «Вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов … Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов». Господь установил в восьмой день от рождения обрезать крайнюю плоть у всякого младенца мужского пола как знамение завета.
Еще раз Господь явился Аврааму и Сарре у дубравы Мамвре в виде трех путников. Когда один из них сказал, что на следующий год у Сарры родится сын, она внутренне рассмеялась, поскольку и она и Авраам были уже в преклонных летах. И сказал Бог Аврааму: «Есть ли что трудное для Господа?» (Быт. 18: 14). И родила Сарра сына Исаака во время, как и говорил Господь.
Через некоторое время решил Господь испытать Авраама. «Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение» (Быт. 22: 2). И исполнил Авраам все, как сказал Господь. И когда занес он нож над сыном своим, чтобы принести его в жертву, Господь воззвал к нему: «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт. 22: 12). И увидел Авраам позади себя овна, запутавшегося рогами в чаще, и принес его в жертву вместо Исаака.
Скончался Авраам в возрасте ста семидесяти пяти лет, «престарелый и насыщенный жизнью» (Быт. 25: 8).
В текстах Ветхого Завета Авраам является примером беспрекословного подчинения воле Божией. В текстах Нового Завета обетование, данное Господом Аврааму, было распространено на всех верующих во Христа. Апостол Павел в Послании к Галатам говорил: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3: 28–29).
В византийском и древнерусском искусстве изображение Авраама встречается в композициях «Жертвоприношение Авраамово» и «Гостеприимство Авраамово. Троица Ветхозаветная». Подобные композиции известны уже в раннехристианскую эпоху (росписи катакомб Рима II – III веков, рельефы саркофагов VI века, мозаики начиная с Санта-Мария Маджоре 432–440 годов). Позднее Авраама стали изображать в числе ветхозаветных праотцев, как, например, в росписях церкви Феодора Стратилата в Новгороде 80-х годов XIV века. С XVI века иконы с изображением ветхозаветных праотцев со свитками в руках стали размещать в отдельном праотеческом ряду иконостаса. На них Авраам, как правило, изображается в виде седого старца со средней клиновидной бородой и длинными (реже короткими) волосами в хитоне и гиматии, сандалях. Например, икона «Святой праотец Авраам» 1600 года из Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.
Память Авраама – в Неделю святых праотец и отец, 22 октября (9 октября по ст. стилю).
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
1. Э.Н.П., Квливидзе Н.В., Шукуров Р.М. Авраам. // Православная энциклопедия. Том I. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. С. 149–155.
2. Воронцова Л.М. Иконы и фрески Троицкого Собора. Свято-Троицкая Лавра, 2003.
3. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. СПб., 1892. С. 216, 221.
4. Иконы Ярославля XIII – XVI веков. М.: Северный паломник, 2002. С. 86–88 (№ 29).