Иоанн Предтеча – последний ветхозаветный пророк, открывший избранному народу Иисуса Христа как Мессию-Спасителя. Другое наименование святого – Иоанн Креститель – подчеркивает его миссию крещения Иисуса Христа. Повествования о жизни и служении Иоанна Предтечи содержатся в ряде источников: в четырех канонических Евангелиях, в книге Деяния святых апостолов, у Иосифа Флавия, в раннехристианских апокрифах.
Исключительное почитание Иоанна Предтечи в странах христианского мира повлияло на формирование обширной и разнообразной иконографии святого. Согласно Евангельским текстам, Иоанн Предтеча был арестован из-за того, что обличал Ирода Антипу за брак с Иродиадой и «за всё, что сделал Ирод худого» (Лк. 3: 19). При этом Ирод не хотел убивать Иоанна, потому что считал его святым и слушал его наставления, он боялся народа, который почитал Иоанна пророком. Однако на пиру в честь своего дня рождения Антипа пообещал в присутствии вельмож и знатных людей Галилеи, что исполнит любое желание станцевавшей для гостей Саломеи, дочери Иродиады. По наущению матери она попросила в качестве награды голову Иоанна Крестителя, что и было исполнено, хотя Ирод этого не хотел.
Иконография Усекновения главы святого Иоанна Предтечи восходит к ранневизантийской эпохе (миниатюра из Александрийской хроники (ГМИИ. № 310/8, IV–VI века) и фрески церкви святого Иоанна Предтечи в Чавушине в Каппадокии (середина – вторая половина VII века или VIII – IX века)). В послеиконоборческий период расширяется количество композиций со сценами казни святого в составе житийного цикла.
В средневизантийский период сложились несколько иконографических изводов Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, получивших впоследствии широкое распространение. Наиболее традиционным является изображение фигуры склонившегося святого, над которым воин заносит меч; действие происходит на фоне пустынного пейзажа. Следующим вариантом иконографии Усекновения стало изображение совершившейся казни, когда голова отделена от тела, из которого изливается кровь; над простертым на земле святым возвышается воин, который вкладывает меч в ножны. Реже Иоанна Предтечи изображали стоящим, но уже обезглавленным – момент только что совершившейся казни, его глава в нимбе лежит на земле. В XI – XIV веках создавались миниатюры, на которых Иоанн Предтеча был представлен дважды, до и после казни: святой склонился, покорно ожидая удара мечом, а рядом лежит его уже обезглавленное тело; Саломия держит в руках отсеченную главу Иоанна Предтечи.
Древнерусские изображения Усекновения главы в домонгольский период создавались в византийской традиции. На Руси был воспринят наиболее популярный в Византии извод, где Иоанн Предтеча изображался склоненным, со связанными впереди руками в ожидании удара палача, который занес над ним меч: фрески в южной апсиде собора Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде (1125); в жертвеннике Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове (около 1140, в поновлении конца XIX века); в диаконнике церкви Благовещения на Мячине в Великом Новгороде (1189). В XV веке в русскую иконографию Усекновения с образом Иоанна Предтечи, ожидающего казни, было сделано важное добавление – изображение главы Иоанна Предтечи, лежащей в пещере.
В Сводном иконописном подлиннике XVIII века композиция описывается следующим образом: «На Предтече риза от влас велбужьих, руки связаны, тело его лежит в темнице, спекулатор стоит над ним гордым образом, в руце держит за власы главу Предтечеву, в другой руке меч обнаженный… Из главы и из тела Предтечева течет кровь и вода, темница об одних дверях, а около ея ограды все темное, понеже нощию было Усекновение… А в руке пишут свиток, а в нем написано: аз видех и свидетельствовах, се Агнец Божий, вземляй грехи мира, покайтеся, приближи бо ся Царство небесное, уже и секира при корени дерев лежит, всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо».
Память святого празднуется несколько раз и связана с различными событиями его жизни и почитания. 7 июля (по старому стилю 24 июня) – Рождество Иоанна Предтечи, 11 сентября (по старому стилю 29 августа) – Усекновение главы Иоанна Предтечи, 6 октября (по старому стилю 23 сентября) – Зачатие Иоанна Предтечи, 20 января (по старому стилю 7 января) – Собор Иоанна Предтечи, 9 марта (по старому стилю 24 февраля) и 7 июня (по старому стилю 25 мая) – Обретения честной главы Иоанна Предтечи.
Литература:
1. Ткаченко А. А., Э. П. А., Лисовой Н. Н., Артюхова Т. А., Королёв А. А., Турилов А. А., Устинова Ю. В., Иванова Ю. В. Иоанн Предтеча // Православная энциклопедия. Том XХIV. М., 2010. С. 528–577.
2. Каменнов В. Иконография Иоанна Крестителя в Восточной и Западной Церкви // ПС. 1887.
3. Лихачев Н. П. Материалы для истории русского иконописания. СПб., 1906.
4. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.
5. Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании П. Корина. М., 1966.
6. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А.Живопись Великого Новгорода: XV век М., 1982. С. 298–299.
7. Творогов О. В. Сказания об Иоанне Предтече // СККДР. 1987. Вып. 1. C. 418–421.
8. Sinai: Treasures of the Monastery of Saint Catherine. Athens, 1990.
9. Царевская Т. Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах»). Новгород, 1999.
10. Бродовая Ю. В. Новооткрытая икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни с житием» из собрания ГМЗ «Коломенское»: Проблемы иконографии житийного цикла // ИХМ. М., 2001. Вып. 5. С. 150–168.
11. Шалина И. А. Икона «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи с житием» из церкви Богоявления с Запсковья и псковская живопись второй четверти XVI века. // ИХМ. М., 2007. Вып. 10. С. 318–348.
12. Сводный иконописный подлинник по XVIII века списку Г. Филимонова. М., 1874.
13. Бродовая Ю. В. «Усекновение главы св. Иоанна Крестителя» в древнерусском искусстве XV – первой половины XVII в.: К проблеме сложения иконографии // ИХМ. М., 2004. Вып. 8. С. 162–177.
14. Бродовая Ю. В. Цикл жития св. Иоанна Крестителя в древнерусском искусстве XVI – первой половине XVII в. // Аспирантский сборник. / Государственный институт искусствознания. М., 2004. Вып. 2. С. 3–30.
15. Сарабьянов В. Д. Росписи боковых апсид собора Мирожского монастыря и истоки их иконографической программы // ИХМ. М., 2003. Вып. 7. С. 75–84.
16. Этингоф О. Е. Византийские иконы VI – первой половины XIII в. в России. М., 2005.
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.