На иконах с таким названием изображается одно из самых известных чудес, совершенных великомучеником Георгием Победоносцем.

Существуют различные редакции Чуда о змие. Все они восходят, вероятно, к старой устной традиции, которая бытовала на почве Малой Азии.

Историки древнерусской литературы считают, что «Чудо Георгия, како избави дщерь цареву от змия» было известно на Руси уже с XI века. В русских списках чудо о змии излагается в двух вариантах. В первом из них – события, описываемые в чуде, происходят прежде мучения Георгия, во втором – после смерти мученика, и к чуду о змии добавляется чудо о житии. Редакция чуда «по смерти» много короче, но смысл описываемых событий остается тот же. Списки, относящиеся к первому варианту, повествуют о царе града Лаосия Селевине, который поклонялся Аполлону, Гераклу, Скамандру и Артемиде. Господь насылает на город бедствие: в озере недалеко от града «возгнедися» змей «сии речь дьявол кровопивец». Царь пытается осилить змея войсками, но напрасно; тогда он предлагает народу жертвовать в пищу змию детей, от богатых и до бедных, начиная с него царя. Когда народ изъявил согласие, царь готовит дочь на смерть; но им овладевает раскаяние, и он предлагает народу за выкуп оставить ему дочь, но народ не соглашается. Девицу выводят на съедение змею. „В то время случися греческому войску от перския брани возвратитися с победою, в них же бе храбрый воин, именем Георгий". По повелению Божию, он один уклонился в сторону к озеру и увидел девицу. Девица уговаривает его уехать поскорее, но он обещает ей свою помощь, если она уверует в Иисуса Христа. Из ответа девицы видно, что отец ее преследовал христиан. Георгий взывает к небу о помощи, и с неба слышится ободряющий его глас. Змей выходит из озера на берег и прыщет ядом на Георгия; святой заклинает его именем Божиим, и змей начинает лизать его ноги. По повелению Георгия, царевна на своем поясе ведет змея в город. Горожане разбегаются в ужасе. Георгий предлагает им уверовать в Бога, обещая убить змия; в противном случае грозит пустить его на город. Когда Георгий убивает змия, царь обращается к Богу с благодарственною молитвою. Призванный Георгием епископ Александр крестит в 15 дней сорок тысяч человек. Из земли истекает водный источник, исцеляющий всякие недуги. Георгий уезжает, провождаемый людьми града с великим плачем. Царь строит в его имя церковь, и царевна, нареченная Марией, посвящает себя Богу.

В изображениях Георгия-змееборца различают развитый и краткий изводы. В кратком изводе изображается Георгий Победоносец на коне, поражающий копьем змия. В развитом варианте в композицию кроме святого Георгия включаются град Лаосия, царевна, которая ведет на поясе змия, усмиренного Георгием, к граду, царь Селевин. Изображение святого на коне восходит к позднеантичной и византийской традиции изображения триумфа императоров. Древнейшие изображения «Чуда о змие» встречаются в росписях пещерных храмов Каппадокии. В древнерусском искусстве такие изображения встречаются в росписях храмов с XII века. Самые ранние иконы с Георгием-змееборцем относятся к XIV веку. Например, новгородская икона «Чудо Георгия о змие» середины XIV века из Третьяковской Галереи.

Литература:

1. Лазарев В. Н. Новый памятник станковой живописи XII века и образ Георгия-воина в византийском и древнерусском искусстве.// Русская средневековая живопись: статьи и исследования. — М., 1970.

2. Виноградов А. Ю., О. Н. А., Турилов А. А., О. В. Л., Жарикова Т. А. и др. Георгий. // Православная энциклопедия. Том X. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — С. 665–692.

3. Корина О. А. Чудо Георгия о змие. // Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог собрания. Том 1, №21. — М., 1995.

4. Саенкова Е. М., Герасименко Н. В. Иконы святых воинов. — М.: Интербук-бизнес, 2008.

5. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. — М., 1963.

6. Лазарев В. Н. История византийской живописи. — М.: Искусство, 1986.