Священномученик Антипа (I век) – епископ Пергамский. Святой принял мученическую смерть во второй половине I века в городе Пергам.

О священномученике Антипе Пергамском свидетельствует Иоанн Богослов в тексте в Откровения: «И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откр. 2: 12–13).

В античные времена Пергам являлся центром поклонения богу врачевания Асклепию (Эскулапу). Согласно греческой мифологии Асклепий был настолько искусным врачом, что мог воскрешать людей из мертвых. К нему обращались как к спасителю от духовных и физических страданий, целителю души. В святилище бога – асклепионе – оказывали медицинскую помощь. Культ Асклепия в первые века христианства приобрел наибольшую популярность среди других религиозных культов. В Пергаме поклонялись и другим языческим богам. Известен так называемый «пергамский алтарь», который был, возможно, посвящен Зевсу. Поэтому в Откровении город назван местом, «где живет сатана» и «где престол сатаны».

Обстоятельства мученической смерти Антипы сохранились только в агиографической литературе. В тексте, который посвящен Мучению святого, включенный митрополитом Макарием в Великие Четьи Минеи, повествуется о том, что языческие боги потеряли свою силу из-за молитвы и праведной жизни епископа Антипы. Правитель Пергама приказал святому принести жертвы языческим богам, поскольку древние культы, в отличие от недавно появившейся веры в Иисуса Христа, освящены традицией. На что святой Антипа ответил, что Каин был древнейшим человеком, однако он убил брата. Разгневанный отказом правитель повелел бросить святого в раскаленного быка, где Антипа принял мученическую смерть.

На Руси святой почитался как целитель зубной боли, поскольку в греческих богослужебных книгах сообщалось о том, что по молитве к Антипе Пергамскому Господь избавляет от зубной боли. Эти представления перешли в русские богослужебные тексты.

В византийском и русском искусстве священномученик Антипа Пергамский изображается в виде старца с седыми волосами и бородой средних размеров, в святительских одеждах – фелони и омофоре – с евангелием или свитком в руке, как например, в росписях диаконника кафоликона монастыряря Осиос Лукас в Фокиде 30-х годов XI века (Греция), или на иконе из церкви Харитона Исповедника в Огородниках 1692 года (собрание Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии).

День памяти священномученика Антипы Пергамского – 24 апреля (11 апреля по старому стилю.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Бугаевский В.А. и др. Антипа // Православная энциклопедия. Том II. М., 2000. С. 542–543.

2. Великие Четьи Минеи. Апрель. Тетрадь II. Дни 8–21. // Памятники славяно-русской письменности, изданные Императорской Археографической Комиссией. М., 1912.

3. Межерицкая С.И. Культ Асклепия и психология античного общества II в. н. э.

4. Евсеева Л.М. Афонская книга образцов XV в. О методе работы и моделях средневекового художника. М., 1998. С. 195, 295.

5. Большаков С.Т. Подлинник иконописный. М., 1903.