Великомученик Никита, согласно каноническому варианту Жития, по происхождению был готом и служил в готском войске. Известный проповедник и участник Первого Вселенского собора епископ Феофил крестил Никиту и многих его соотечественников. В междоусобной войне Никита поддержал вождя-христианина Фритингерна против вождя-язычника Атанариха, последний победил и стал жестоко преследовать христиан. Никита был схвачен и предан мучениям, а затем брошен в огонь. После гибели святого его тело оставалось неповрежденным огнем, затем друг Никиты Мариан перенес тело в город Мопсуестию в Киликии, впоследствии мощи перенесли в Константинополь.
В иконописи и мелкой пластике получили распространение как единоличные изображения святого, так и один из житийных сюжетов – об избиении святым беса. Согласно апокрифическому варианту Жития бес явился ему в образе ангела, уговаривая мученика поклониться ему. Святой начал молиться и услышал повеление от архангела Михаила схватить беса. Никита поймал и начал избивать беса, расспрашивая о его имени и о пославшем его. Бес ответил, что его зовут Везельвул, и он причина многих человеческих пороков. Никита взял беса с собой на судилище, показав императору того, кому поклоняются язычники. Этот эпизод стал источником одного из эпитетов святого Никиты – Бесогон.
Иконография великомученика Никиты претерпела существенные изменения. В X – XI веках он часто изображается как юный мученик с русыми волосами средней длины и иногда с небольшими усами. На фреске монастыря Осиос Лукас в Фокиде (1030 – 1040-е гг.) великомученик Никита изображен юным и без бороды, он одет в хламиду и плащ, в руке держит крест – знак мученической кончины. Позднее получают распространение образы святого как молодого воина с темными волосами и небольшой бородой, в Ерминии (руководстве для иконописцев) сказано, что Никита был «видом подобен Христу». В древнерусском искусстве одно из ранних изображений великомученика Никиты сохранилось на окладе Богоматери Одигитрии XII века из Софийского собора в Новгороде, где святой представлен в плаще и хитоне, с крестом в правой руке. В иконописи XV – XVI веков сложились два иконографических типа святого – как воина в полном воинском облачении и как мученика в хитоне и плаще. На иконе-таблетке «Свв. Прокопий, Никита и Евстафий Плакида» конца XV века из Софийского собора в Новгороде (ныне в собрании Русского музея), он изображен как мученик. На иконе конца XVI века из Ипатьевского монастыря святой представлен в воинских доспехах. Часто образ святого присутствует в числе избранных святых, например, на иконе «Святой Николай с избранными святыми» конца XV – начала XVI века из Владимиро-Суздальского историко-культурного и художественного музея-заповедника. Великомученик Никита почитался в семье Строгановых, будучи патрональным святым Никиты Григорьевича Строганова. По заказу этой семьи были выполнены многие иконы святого, в частности, икона «Никита-воин» написана известным мастером своего времени Прокопием Чириным в 1593 году изображает святого в молении Богоматери с Младенцем.
День памяти великомученика Никиты 28 сентября (15 сентября по старому стилю).
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
1. Саенкова Е.М., Герасименко Н.В. Иконы святых воинов. М., 2008.
2. Слово и образ. Русские житийные иконы XIV – начала XX века. М., 2010.
3. Бенчев И. Иконы святых покровителей. М., 2007.
4. Иконопись из собрания Третьяковской галереи. М., 2008.
5. Иконы строгановских вотчин XVI – XVII веков. М., 2003.
6. Сухова О.А. Иконы Мурома. М., 2004.
7. Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006.
8. Каменская Е. Ф. Шедевры древнерусской живописи. М., 1971. № 20.
9. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982.
10. Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., 1983.
11. Древности и духовные святыни старообрядчества. Иконы, книги, облачения, предметы церковного убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 2005.
12. Масленицын С. И. Ярославская иконопись. М., 1983.
13. Иконы Ярославля 13–16 веков. М., 2002.
14. Искусство строгановских мастеров. Реставрация. Исследования. Проблемы / Каталог выставки. М., 1991.
15. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. М., 1963.
16. Вилинбахова Т. Б. Строгановская икона конца XVI – начала XVII века. СПб., 2005.
17. Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XI – XV века. М., 1996.