-
Икона «Козьма и Дамиан с избранными святыми». Двухфигурная композиция в рост. Козьма и Дамиан обращены друг к другу, у них в руках ковчежки.
-
Храмовая икона с ковчегом. В среднике на золотистом фоне, в рост, обращенные друг к другу стоят Козьма и Дамиан, в руках у них ковчежцы. Над ними оплечный Спас.
-
В среднике находится погрудное изображение Николы, на верхнем поле располагается Деисус, а по сторонам от Николы изображены избранные святые.
-
В среднике иконы помещено поясное изображение благословляющего святителя Николая в полном епископском облачении, с Евангелием. Вокруг него, на верхнем и боковых полях представлены избранные святые. Вверху изображен поясной апостольский чин во главе с архангелами Михаилом и Гавриилом по сторонам от престола уготованного. На боковых полях, попарно, сверху вниз: фигуры святителей Василия Великого и Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Ипатия Гангрского, Кирилла и Афанасия Александрийских; святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба; мучеников Георгия и Димитрия Солунского,Флора и Лавра.
Ряд палеосных святых замыкают полуфигуры целителей Космы и Дамиана в нижних углах иконы.
-
В среднике представлено оплечное изображение великомученицы Параскевы.
-
Святитель Николай Чудотворец с деисусом и избранными святыми
В среднике помещено поясное изображение святителя Николая. На верхнем поле иконы представлен Деисус с образом Спаса Нерукотворного в центре. По сторонам от Спаса представлены поясные изображения Богоматери, Иоанна Предтечи и архангелов Михаила и Гавриила. По сторонам от центрального образа Николая Чудотворца помещены полуфигуры великих отцов Церкви Василия Великого и Григория Богослова, апостолов Петра и Павла, целителей Космы и Дамиана. В нижней части средника находятся изображения первомученика архидиакона Стефана, великомучениц Параскевы, Екатерины и Варвары, а также мученика Мины. -
Святитель Николай Чудотворец — один из самых любимых и почитаемых святых в Древней Руси. Он был заступником и помощником людей во всех добрых начинаниях, покровителем путешествующих и странствующих, рыбаков и охотников, утешителем всех скорбящих. На поясной иконе XV века изображен святитель Николай в епископском облачении. Правая рука святого сложена в двуперстном благословении. В левой руке, скрытой краем фелони и омофора, святой держит закрытое Евангелие. Особенностью иконы является изображение рядом с образом Николы Чудотворца избранных святых: врачевателей бессеребряников Козьмы и Дамиана, мучеников Флора и Лавра, святителя Власия и архидиакона Стефана.
-
Святые бессеребреники представлены как средовеки с одинаковой внешностью – короткими волосами, залысинами и небольшими округлыми бородами. Именно этот тип получил наибольшее распространение в русском искусстве. Икона невелика, но образы святых выглядят очень величественно. Их стройные удлиненные фигуры имеют классические очертания. В утонченной гармонии этого произведения и созерцательности ликов с тонкими чертами и высокими лбами угадывается влияние школы Дионисия. При этом памятник обладает рядом свойств, которые отличают его от московской живописи первой половины XVI века. К их числу относятся холодноватый колорит, в котором доминируют плотные и насыщенные изумрудно-зеленый, оливково-зеленый и пурпурно-коричневый тона, а также светлая охра фона; темный тон личного письма, контрастная моделировка одежд широкими цветными пробелами, выразительность контуров, подчеркивающих тяжесть складок, объемность фигур и их свободное положение в пространстве. Эти признаки сближают икону с некоторыми среднерусскими и в том числе ростовскими произведениями первой трети XVI века, ориентирующимися на традиции искусства XVI столетия.
-
-
Фигура Софии Премудрости Божией с огненно красным ликом и огненно-красными крыльями, в золотой короне и красно-золотых одеждах представлена на престоле, окруженном символами евангелистов. Над ней ангелы держат покров со звездами. По сторонам от трона стоят Богоматерь и Иоанн Предтеча. На полях помещены фигуры ангела и святых Антипия, Кузьмы и Демьяна.
-
В среднике иконы представлено поясное изображение Иисуса Христа. В левой руке Он держит раскрытое Евангелие, а правая поднята в благословляющем жесте. На полях изображены святые Козьма и Дамиан.