Святой мученик Христофор пострадал за христианскую веру около 250 года при императоре Деции I. Согласно сведениям Жития, святой происходил из земли хананеев, до крещения имел имя Репрев (греч.: отверженный, осужденный). Легенда описывает странную особенность мученика: считалось, что он имел тело человека и голову собаки. Существует несколько вариантов объяснения такого необычного предания: от происхождения святого из страны кинокефалов – людей с собачьими головами – до фонетического созвучия слов «хананеи» и «канинеи» (лат.: собака). Другое предание сообщает о прекрасной внешности Христофора, и, чтобы избежать нравственного падения, святой молился Господу о даровании безобразного облика и стал похожим на собаку. В Константинопольском синаксарии указывается, что собакоголовый облик святого и его происхождение из страны кинокефалов и антропофагов (людоедов) следует понимать символически, как состояние грубости и свирепости во время пребывания его язычником. С.Н. Липатова высказала предположение, что уродство лица святого Христофора наиболее вероятно связано с его воинскими травмами, чем с какими-либо другими фантастическими легендами.

В искусстве Византии существовало несколько вариантов изображения мученика, которые сформировались уже в раннюю эпоху. Наиболее часто встречается образ юноши, облаченного в патрицианские одежды (фрески Дечан и церкви святого Климента в Охриде) или в воинские доспехи. Последний вариант представлен росписями Старой церкви (Токали Килиссе в Гереме, Турция, Х – XI вв.), в мозаиках монастыря Осиос Лукас (вторая четверть XI в.). На Руси изображение святого Христофора как юного воина сохранилось в арке диаконника церкви святого Георгия в Старой Ладоге (последняя четверть XII в.).

Древнейший известный образ Песьеглавца (с головой собаки) представлен на керамической иконке VI–VII веков из Македонии. Несмотря на то, что в Иконописном подлиннике XVI века новгородской редакции о святом Христофоре говорится, что он изображается «аки Дмитрий, риза бакан, испод празелен», то есть в образе юноши-воина, в русском искусстве второй половины XVI века и в XVII веке получили распространение иконы святого Христофора с головой собаки (ГТГ, дверь иконостаса второй половины XVI века из церкви Троицы в селе Кривом (Архангельская область)). В 1707 году, в ответ на распоряжение Петра I о соблюдении тех иконописных правил, что были приняты на Большом Московском соборе 1667 года, Синодом разрабатывалось постановление о запрещении икон «противных естеству, истории и истине», к которым относился также образ Христофора с собачьей головой. Известно, что против звероподобных изображений святого Христофора высказывался святитель Димитрий Ростовский. Запрещение икон не имело дальнейшего продолжения.

Память святого празднуется 22 мая (9 мая по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Максимов Е.Н. Образ Христофора Кинокефала: Опыт сравнительно-мифологического исследования // Древний Восток: К 75-летию академика М.А. Коростовцева. М., 1975.

2. Сарабьянов В.Д. Церковь святого Георгия в Старой Ладоге. М., 2002.

3. Снигирева Э.А. Образ святого Христофора: Предания и действительность // Проблемы формирования и изучения музейной коллекции Государственного музея истории религии. Л., 1990.

4. Лосева О.В. Русские месяцесловы XI–XIV веков. М., 2001.

5. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи: Опыт исторической классификации. Т. 2. М., 1963. С. 235–236.

6. Гувакова Е.В. Святой песьеголовец – аберрация, дань православной традиции или иконографический курьез? Обзор икон святого мученика Христофора в собрании фонда древнерусской живописи ГИМ // Труды Государственного Исторического музея. Вып. 143. Забелинские чтения 2003. М., 2004.

7. Силкин А.В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002.

8. Вахрина В.И. Иконы Ростова Великого. М., 2003.

9. Владимирский В., свящ. Животные в церковной живописи // О церковной живописи. Сб. ст. СПб., 1998.

10. Комашко Н.И., Саенкова Е.М. Русская житийная икона. М., 2007.

11. Слово и образ. Русские житийные иконы XIV – начала ХХ века. Кат. выст. М., 2010.

12. Липатова С.Н. Святой мученик Христофор Песьеглавец: Иконография и почитание.