Название «Избранные святые» принято употреблять для именования самостоятельного сюжета, когда изображенные святые составляют главное место в композиции иконы. Также избранными святыми может называться часть композиции, например, святые, изображенные на полях или группа святых в сложных сюжетах, когда затруднено перечисление или выявление имен каждого святого. Избранные святые могут изображаться фронтально в ряд, а также вполоборота в молении почитаемой иконе Божией Матери, Спасителю или празднику, расположенных в верхней части. Избранными святыми не являются части деисусных композиций, предстоящие (например, предстоящие у Креста на иконах Распятия) и парные святые, например, апостолы Петр и Павел, Борис и Глеб, Косма и Дамиан, Флор и Лавр, Зосима и Савватий Соловецкие и другие, а также святые на иконах-минеях.
Существует несколько принципов отбора святых в этой иконографии. Наиболее часто встречается патрональный принцип: на иконе изображаются святые, тезоименитые заказчику иконы или его семье. Вторую группу составляют иконы с изображением общечтимых святых заступников, наиболее почитаемых в конкретной местности. Из этой группы со временем выделяются святые покровители семьи и более частных нужд – болезнях, даровании потомства и удачи в торговле, путешествиях, военных походах и других. Третья группа показывает на иконе святых в соответствии с посвящением храма и его пределов. Четвертый принцип – церковно-догматический или исторический: святые подобраны для зримого утверждения церковных догматов или в память какого-либо исторического события. Пятую группу икон составляют местные святые, то есть святые, жизнь и деятельность которых была связана с данным регионом, например, новгородские святые. В иконописи Нового времени принципы объединения разных святых на одной иконе расширяются, например, появляются иконы святых, память которых приходится на один день церковного календаря – например, день рождения заказчика или члена его семьи.
Можно предположить, что самостоятельные композиции, изображающие Избранных святых, появились еще в доиконоборческий период. Наиболее ранней иконой избранных святых в древнерусском искусстве является оборот новгородской иконы «Знамение» XII века: по поздним надписям – святые апостол Петр и мученица Наталия (древние надписи не сохранились, поэтому идентификация святых до сих пор предмет научного спора). Избранными святыми являются также изображенные на иконе «Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» XIII века из собрания Русского Музея в Санкт-Петербурге.
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
- Бусева-Давыдова И. Л. Избранные святые: возникновение и развитие иконографического типа // Болотцевские чтения–XIII. Ярославль, 2009. С. 15–24.
- Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М., 1976.
- Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986.
- Иконопись из собрания Третьяковской галереи. М., 2006.
- Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982.