Богоматерь «Молебная» («Моление о народе», «Молебница») – иконографический тип изображения Богородицы в рост в повороте вправо или влево в молитвенной позе со свитком в руке. Богородица обращается к Спасителю, который, как правило, размещается в верхней части композиции в сегменте. На свитке Богоматери написано молитвенное обращение к Иисусу Христу. Таким образом, Богородица выступает молитвенной ходатаицей за род человеческий перед Спасителем.

В византийском искусстве подобные изображения известны с VII века. Например, мозаика на северо-восточном столпе базилики святого Димитрия в Фессалониках VII века. Рядом с некоторыми из подобных изображений, например, на фреске церкви святого Георгия в Старо-Нагаричино, встречается эпитет «Параклесис», что соотносится с русским именованием «Молебница». Это позволяет некоторым исследователям называть данный иконографический тип «Параклесис». Однако, поскольку в Византии не существовало определенных правил именований образов Богородицы, то подобная надпись могла быть также у икон другого иконографического извода. Например, на иконе Богоматери с Младенцем «Мати Молебница» конца XIV – начала XV века из собрания ГТГ, поздняя надпись «Мати Молебница», по мнению В. И. Антоновой, представляет собой перевод первоначального греческого эпитета «Параклесис».

В русском искусстве до XVI века подобные изображения неизвестны. Как считает И. А. Стерлигова, на рубеже XIII – XIV веков на образе Богоматери Боголюбской XII века, на котором Богоматерь представлена в молении, появились изображения Спасителя в сегменте и свитка в руке Богоматери. Эти изменения в иконографии образа произошли, вероятно, под влиянием изображений типа Богоматери «Молебница».>

Изображения «Богоматери Молебной» или «Моление о народе», как они именовались в монастырских и соборных описях XVI-XVII века, получают широкое распространение в русском искусстве с начала XVI века. На иконах этого типа Богоматерь обращена с молитвой к Спасителю, расположенному вверху в небесном сегменте. В ее левой руке свиток с молением о спасении человечества, Господь также держит свиток с ответом на моление Богородицы. Перед Божией Матерью изображается припадающий местночтимый святой или группа молящихся святых с народом. Иногда под ногами Богородицы помещается облако, а на фоне - пейзаж. Таким образом, в этой иконографическом изводе молитвенной просительницей за людей является не только Богородица, но и другие святые. Древнейшим памятником подобного рода является пелена Соломонии Сабуровой второй четверти XVI века из Сергиево-Посадского музея.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Преображенский А. С. Боголюбская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. Том V. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. С. 459–463.

2. Лифшиц Л. И. Богоматерь «Мати Молебница. Голгофский крест». // Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV веков. Каталог собрания. Том 1, № 80. М., 1995. В публикации приводится подробная библиография.

3. Millet G., Frolov A. La peinture de Moyen Age en Yougoslavia. Facs. 1-3. Paris, 1954, 1957, 1962.

4. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

5. Стерлигова И. А. Боголюбская икона Богоматери в XII-XIII вв. // Древнерусское искусство. СПб., 2002. [Вып.:] Византия, Русь, Западная Европа: искусство и культура: Посвящ. 100-летию со дня рождения В. Н. Лазарева (1897-1976). С. 187–204.

6. Самойлова Т. Е. К истории развития иконографии патрональных икон. //Тезисы докладов юбилейной научной конференции "К 500-летию Архангельского собора и колокольни Ивана Великого Московского Кремля". — Интернет-ресурс Музеев Московского Кремля: http://www.kreml.ru.>