Хлыновская икона Божией Матери относится к иконографическому типу Умиление. На иконе представлено полуфигурное изображение Богоматери с Младенцем Христом, Их лики соприкасаются. Левой рукой Божия Матерь указывает на Христа и касается его правого колена, правой поддерживает Его за спину. Иконографическая особенность иконы – Младенец изображен в полный рост стоящим на ножках.
Большинство исследователей связывает происхождение протографа с городом Хлыновым, переименованным в Вятку в 1780 году – одним из старейших на северо-востоке Руси, он основан на берегу реки Вятки в начале XV века при князе Юрии Галицком или, по другим источникам новгородцами в XII веке при Андрее Боголюбском.
Происхождение чудотворного образа и его историческая судьба неясны, иконография Хлыновской иконы известна по сохранившимся спискам. Наиболее ранняя икона с надписью «Хлыновская» большая по размеру – 158 х 107 см – написана ярославским иконописцем Семеном Ивановым в 1684 году. На обороте иконы надпись: «Лета 7192 (1684 г.) месяца августа этот образ писал ярославский иконописец Семен Иванов в Ярославле в соборную и апостольскую церковь при протопопе Аникии». Икона происходит из Успенского собора в Ярославле, в настоящее время хранится в собрании Ярославского художественного музея.
Празднование иконе отмечается 25 января (12 января по старому стилю).
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
1. Масленицын С.И. Ярославская иконопись. М., 1983. С. 15–16, илл. № 13–14.
2. 1000-летие Русской художественной культуры. М., 1988.
3. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения: Репринтное изд. СПб, 1910. М., 1999.
4. Поселянин Е. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон. СПб., 1909.
5. Великие и чудотворные / Сост. В.Е. Суздалев. Нижний Новгород, 1993.