Богоматерь Владимирская

Иконография: Владимирская икона Божией Матери

Датировки: XV в. Первая треть XV века.

Иконописная школа или художественный центр:  Оклад: Москва или Тверь.

Происхождение: Из собрания Троице-Сергиевой лавры. Считается вкладом в Троице-Сергиев монастырь московского боярина Михаила Васильевича Образцова.

Материал: Дерево, темпера

Материал оклада: Эмаль, золочение, серебро, чеканка

Размеры иконы:  высота 34,3 см, ширина 27 см

Икона относится к иконографическому типу «Умиление» и восходит к чудотворной иконе «Богоматерь Владимирская» XII в., но имеет иконографические особенности, характерные, как предполагает Л.А. Щенникова, для несохранившегося списка иконы, созданного в конце XIV в. К ним относятся положение левой руки Богоматери на одном уровне с правой и отсутствие изображения левой руки Младенца. Отличительная особенность данной иконы - видны пальцы левой руки Христа, которой он обнимает Богоматерь за шею.

Икона в серебряном позолоченном окладе, изготовленном в технике «басма на чеканное дело» - басма прочеканена с лицевой стороны для большей четкости рисунка. Оклад выполнен одновременно с иконой. На верхнем и частично боковых полях помещен семифигурный Деисус (Христос, Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел). На боковых полях так же находятся изображения в рост святителей Иоанна Златоуста, Василия Кесарийского, Григория Богослова и Иоанна Милостивого. На нижнем поле - поясные фигуры великомучеников Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского, царей Соломона и Давида, святителя Николая Чудотворца.

Инв. № 4959 ИХО. © Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.

Литература:

Русский музей. Государственная Третьяковская галерея. Святая Русь. Альманах. Вып. 302. СПб., 2011. С.139.

  • Общий вид