Страшный суд
Клеймо 14. Чудо о ковре
Иконография: Страшный суд
Датировки: XVIII в. Конец XVIII – начало XIX века.
Происхождение: Из церкви в память Благовещения села Едома Череповецкого уезда Новгородской губернии (ныне Шекснинский район Вологодской области).
Материал: Дерево, темпера
Размеры иконы: высота 207 см, ширина 169 см
В центре композиции находится Этимасия с символами Страстей. За престолом установлен крест, которому предстоят два ангела с развернутыми свитками. Из облаков спускается рука Судии, держащая весы, на которых взвешиваются души, слева от них изображен ангел, пронзающего бесов, пытающихся склонить чашу весов в сторону дурных поступков. Надпись над фигуркой Души: «Сия душа ожидает притяжения смертнаго, равно же и человеколюбия Божия ».
По обе стороны от престола располагаются праведные (справа от престола) и грешные (слева от престола), восставшие на Суд. Группы грешников в экзотических костюмах соответствуют различным народам, восставшим на Суд, перед ними стоит Моисей. Над головой пророка Моисея надпись: «Моисей указует жидом распятого Господа».
Из пасти зверя, на котором сидит Сатана, к престолу Христа поднимается змей коричневый с белыми кольцами; на кольцах надписи: «Лакомство», «Ложь», "Идолослужение"; «Чародейство», «Гнев», «Скупость», «Объядение», «Неправда», «Убивство», «Граблениение», «Кровосмешение», «Ярость», «Осуждение», «Разбойство», «Плясание», «Малакие», «Гордость», «Чревобесие», «Сребролюбие», «Лихоимство», «Очаяние», «Душегубство», «Блуд», «Пиянство». Справа вода, земля и звери и птицы извергающие мертвых. В круглом клейме справа: «Земля отдает телеса» (Земля в виде женской фигуры в золотой тоге). «Звери отдают мертвые телеса», «Вода и рыбы отдают мертвые телеса», «Птицы отдают плоть человеческую».
Между изгибами змия изображено видение пророка Даниила – аллегории четырех «погибельных царств» (вавилонского, персидского, греческого, римского) на смену которым должно прийти Царство Божие. Фигуры самого Даниила и ангела, толкующего видение, представлены в левее. Рядом - Лоно Абраамово, под ним 4 горизонтальные голубые полосы с надписями: «Река Феон /Река Геон/ Река Ефрат/ Река Тигр». Правееними изображение благоразумного разбойника.
Ниже шествие праведников в рай, предводительствуемых апостолом Петром. Между раем и адом изображен «милостивый бледник», привязанный к столбу. По преданию, он не был допущен в рай из-за блуда, которому предавался, но избегнул адских мучений, так как постоянно творил милостыню. Рядом с ним изображен ангел, указывающий на рай поднятой рукой. Надпись на свитке ангела, стоящего пред Милостивым блудником: «Милостыни ради избавлен вечные муки; злых ради дел лишен царства небеснаго».
Справа представлена геенна огненная с сатаной, сидящим на звере и держащим в руках душу Иуды и цепи, к которым подвешена грешники. Ниже еще восемь пещер со сценами мучений.
Под изображением толпы грешников надпись: «Грешников диаволи прогоняют во атъ на вечное мучение, идеже плачь и скрежет зубом».
В левом нижнем углу над сценами вечных мук: «Ремесленные люди, которые неправдою рукоделие свое делали, идут в муку»; «Женский пол за бесчинное убеление лиц и за украшение риз идут в муку вечную»; «Купцы торговцы, которые лестию и обманом покупали и продавали, идут в муку вечную»; «Судии неправедные и которые неправо и по мзде судили, идут в муку»; «Нищие, которые пронырством и лукавством собирали, идут в муку»; «Священни-цы, которые недостойни священство восприяли и не по священству жили, идут в муку вечную»; «Архиереи и всякия властители духовнаго чина, иже не по правилу святых отец исправляли, идут в муку вечную»; «Црие и князи и всякие властители века сего, которые неправо господствовали, идут в муку вечную».
Подписи на нижнем поле под сценами вечных мук: «Сия мука езеро огненное»; «Сия мука тма кромешная»; «Сия мука смрад зловонен»; «Сия мука тарътаръ преисподней»; «Сия мука змии точащия»; «Сия мука смола кипящая»; «Сия мука червь неусыпаемый»; «Сия мука мраз лютой»; «Мука блудником»; «Мука душегубцем»; «Мука идолослужителем и поклоняющимся болваном»; «Мука ростовщикам и сребролюбцам»; «Мука женам блудницам»; «Мука клеветником»; «Мука разбойником и татем».
Подписи на полях: на верхнем поле по белому фону «Христос Бог сице приидет судити живых и мертвых, имать воскресити тогда смертию изменятся вси людие тамо на суде явятся». По левому полю: «Егда убо приидет кончина лет наших света сего, тогда царь страшный господь наш Иисус Христос прежде пошлет аггелы свои с трубами грозными. Тогда аггелы божий по господню повелению вострубят ужасно и страшно зело. Тогда от трубнаго гласа и зыку земля потрясеся и море возмутитеся, и преисподняя вострепещет, небеса убоятся. Тогда по господню повелению мертвии восстанут во мгновение ока, праведницы воскреснут радую-щеся, чающе восприяти благая. Грешницы зело ужаснутся, чающе мучения и пламене огненна-го. Тогда по господню повелению изыдет река огненная зело страшна от востока и до запат, клокочуще на грешники страшными и ужасными громом, якоже погибнути всей твари, начнет жещи горы и камени, и древеса, и звери, и птицы, и море иссушит. Тогда погибнут со всею лепотою. Тогда солнце преложитца во тму и не даст света, тогда звезды с небеси спадут ака листвие от древес, а праведницы взяты будут на облацех, и лица их просветятся аки солнце. Того ради, братие и сестры, подвигнемся на добродетель, возлюбим друг друга, да наследницы будем царьствия небеснаго. Аще того не сотворим и не держимся добрых дел да осуждени будем в муку вечную во веки». По правому полю: «Тогда страшный и праведный судия сядет на престоле божества своего судити праведным и грешным и воздати комуждо по делам их. И возрев на одесную страну и рече праведником умильным гласом яко отец своим чадом, глаголе им тако При-идите благословении отцем моим уготованное вам царствие небесное во веки бесконечны. На ошую же страну возрев ярым оком и гневом страшным устрашая их люте, глагола им тако: Отидите от мене проклятый во огнь вечный, уготованное есте диаволу и аггелом его. Тогда по господню повелению река огненная обратится пламенем своим на злыя гpeшники, изыдет до ада преисподняго, идеже сам сатана связан бысть, и начнет жещи диавола и аггелов его и вся злые грешники. Тогда не будет заступника никому ни отец сыну, ни сын отцу, ни друг другу не поможет, но токмо добрая наша дела поставят пред богом во царьстви небеснем. Грешником, стоящим ошуюю, рече судия: Идите от мене прокляти во огнь вечны, уготованный диаволу и аггелам его. Тогда демони страшныя грешников на вечныя и бесконечныя муки поемлют во ад».
Поступила в 1939 году.
Реставрация:Вологодский филиал ВХНРЦ, 1991 г., реставраторы – Рыбаков А.А., Белов С.П., Веселов С.Б.
Инв. № 1336/1. © Череповецкое музейное объединение
Литература:
- Куликова О.В. Древние лики Русского Севера. Из музейного собрания икон XIV-XIX веков города Череповца. М., 2009. Кат. № 97 (Илл. 98).
- Рыбаков А. А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII–XVIII веков. М.., 1995. № 196/199.
Общий вид
Фрагмент левой части композиции
Фрагмент левой части композиции
Лоно Авраамово
Святые
Святые, ангелы
Святые, ангелы
Святые в Небесном Иерусалиме
Богоматерь с Иисусом Христом
Святые в Небесном Иерусалиме
Ангел. Вознесение преподобных. Фрагмент
Вознесение преподобных. Фрагмент
Вознесение преподобных. Фрагмент
Архангел Михаил
Верхняя часть иконы
Моисей
Иисус Христос на престоле
Господь Саваоф
Господь Саваоф, Иисус Христос и Святой Дух
Нижняя часть иконы
Шествие праведников в рай, благоразумный разбойник
Даниил и ангел
Земля, вода, звери и птицы отдают мертвых
Змий, «погибельные царства», ангел, отправляющий грешников в ад
Змий, «погибельные царства»
Милостивый блудник и ангел
Шествие праведников в рай, шествие грешников в ад, сцены вечных мук
Шествие грешников в ад, сцены вечных мук
Шествие грешников в ад, сцены вечных мук
Шествие грешников в ад, сцены вечных мук
Шествие грешников в ад, сцены вечных мук
Сцены вечных мук
Сцены вечных мук
Сцены вечных мук