-
Паволока – ткань, которая наклеивалась на иконную доску перед наложением левкаса. Служит для лучшего сцепления левкаса с поверхностью доски, предохраняет доску от деформации и растрескивания. Применение паволоки в иконописи не было обязательным.
-
Па́лица – часть одежды архиерея, ромбовидный плат с лентой, который надевают через плечо и носят на бедре с правой стороны.
-
Паллий, паллиум (pallium) – римское название для верхней греческой одежды (гиматия, фароса, хлены, пеплоса, ксистиды, хламиды, трибона и т. д.). Палий – шерстяной плащ, который с IV века получали на Востоке при посвящении все епископы, как символ пастыря, несущего на плечах овцу. Сейчас паллий – элемент литургического облачения папы римского и митрополитов латинского обряда католической церкви. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб.: Брокгауз-Ефрон. 1890 – 1907.
-
Панагия – 1) нагрудный знак архиереев и архимандритов в виде небольшой иконки, на одной стороне которой изображается, как правило, Спас или Троица, а на другой – Богоматерь с младенцем. 2) особый эпитет, который присваивается обычно изображениям Богоматери Знамение.
-
Папоротки – в иконописи – нижние перья на крыльях архангелов, обычно отличающиеся цветом от остальной части крыла.
-
Патибулум – перекладина креста, к которой прибивали руки осужденного перед тем, как поднять его на столб.
-
Подлинники – старославянские руководства по иконописи с образцами для художников.
-
Подокла́дница – икона, которая писалась сразу же под оклад, то есть прописывались только те места, которые не закрывались окладом.
-
Подризник – длинная до пят одежда с узкими рукавами, белого или жёлтого цвета. Подризник надевается архиереем и священником при совершении литургии.
-
Подру́чник – небольшая скамеечка для упора руки во время написания иконы.
-
Позём – изображение земли и горок на иконах.
-
Полиставрион (в русской традиции «крещатые ризы») – фелонь, расшитая множеством крестов. Право ношения полиставриона имели только самые высокопоставленные церковные иерархи – патриархи и митрополиты.
-
Праздничный ряд (чин) - на иконах праздничного чина изображаются двунадесятые праздники, а также сцены страстей Христовых и жития Богоматери. Праздничные ряды известны на алтарных преградах византийских храмов с XI-XII веков. Древнейшие русские праздничные чины относятся к XIV столетию. С XV века праздничный чин, как правило, начинает входить в состав высокого иконостаса, утвердившегося на Руси с этого времени. Позднее в больших иконостасах иконы с сюжетами страданий Христовых могли выделяться в особый Страстной ряд.
-
Празелень – название зеленой краски.
-
Преподобный – святой из монашествующих.
-
Пядничная икона - икона размером с «пядь», т.е. кисть руки, примерно 30 х 24 см.
Термины