На иконах с таким названием изображается чудо, произошедшее по преданию в 1505 году в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня монастыре. Это «чюдо пр?славно и вид?ние ужаса исполнено» описано в Распространенной редакции Жития преподобного Варлаама Хутынского, составленной в 1526 году. В тексте этой редакции Жития рассказывается о том, что однажды ночью пономарь Тарасий зашел по церковной надобности в Спасо-Преображенский собор и увидел, как преподобный Варлаам Хутынский встал из гроба и долго молился со скорбью и слезами перед святыми иконами. Пономарь Тарасий по велению преподобного Варлаама трижды поднимался на самый верх церкви. В первый раз он увидел озеро Ильмень, нависшее над Великим Новгородом и готовое потопить его. Во второй раз – множество ангелов, стреляющих огненными стрелами в жителей Новгорода, поражая их. В третий раз – тучу огненную. Объятый ужасом Тарасий, поведал преподобному Варлааму о том, что видел. И тогда святой Варлаам объяснил: «Господь Бог хотел потопить Новгород озером Ильмень за то, что умножились грехи всего народа новгородского, за беззаконие и ложь новгородцев. Но за молитвы Пречистой Богородицы и ради молитв всех святых пощадил Господь Бог людей своих, поэтому не погубит потопом города, но насылает Господь Бог на людей мор — казнь за их грехи, но простит раскаявшихся. А через три года после мора будет сильный пожар в Великом Новгороде потому что, Пречистая Богородица со всеми святыми умолила Сына своего и Бога нашего Иисуса Христа и избавила город свой от потопа».

Это видение пономаря Тарасия связано с реальными новгородскими событиями начала XVI века: эпидемией моровой язвы 1506–1508 годов и опустошительным пожаром 1508 года. В Четвертой Новгородской летописи сообщается, что «бысть въ Нов?город? моръ велми великъ железою, паде же и людеи безсчислено, и того бысть по три осени. Посл?днюю же осень, л?та 7016 (1508), паде людей, мала и велика, мужеска полу и женьска, 15000 душь и 400 безс четырехъ головъ». В тот же год 20 августа (по ст. стилю) ночью загорелась в Великом Новгороде Торговая сторона «и згор? вся... Бысть тогда вихръ велiи и в вихре гременiа страшна…число же съжженыхъ 2000 душ и 300 и 14…утопшихъ же и згор?вьшихъ в пепелъ число Богь в?сть».

Иконы «Видение пономаря Тарасия» имеют сходную композицию, возможно, они восходят к одному прототипу – иконе из Спасо-Преображенского собора Хутынского монастыря первой половины XVI века. В средней части композиции этих икон справа изображено озеро Ильмень, из которого вытекает справа налево сверху вниз река Волхов, по берегам которой располагается Великий Новгород. Над городом изображена огненная туча, над ней ангелы, стреляющие огненными стрелами в новгородцев. На некоторых иконах рядом с каждым человеком изображен ангел-хранитель с книгой в руках, читающий в ней повеление Божие. «И если человек оказывался в книге этой записан в живых, то такого человека ангел-хранитель кропил кистью из сосуда … и тотчас этот человек исцелялся от смертоносной язвы... Если же видел ангел, что в книге судеб Божиим повелением Владыки Христа-Бога предначертана человеку смерть, то тотчас, не окропив его миром, отходил … в печали». Слева от Новгорода располагается Хутынский монастырь. В верхней части композиции в облаках изображен Деисус с припадающим в молении преподобным Варлаамом Хутынским и ангелами по сторонам, чуть ниже – группы святых в молении. Примером подобной композиции может служить икона второй половины XVI века из Спасо-Преображенского собора Хутынского монастыря, которая сейчас находится в собрании Новгородского музея-заповедника.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Секретарь Л.А., Шалина И.А. Варлаам Хутынский // Православная энциклопедия. Том VI. М., 2003. С. 635–640.

2. «Видения хутынского пономаря Тарасия». Текст по списку XVII в.: Древлехранилище Института русской литературы РАН, собр. Каликина, № 35 (лицевой сборник житий новгородских святых). Подготовка текста, перевод и комментарии Л.А. Дмитриева.

3. Полное собрание русских летописей. Т. IV. Новгородская Четвертая летопись. Ч. 1. Вып. 2. Л., 1925. С. 460–461.