Иафет – согласно ветхозаветному преданию, один из трех сыновей Ноя. В книге Бытия повествуется, что «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем» (Быт. 6: 9). Поэтому когда Господь Бог решил истребить людей, погрязших в злодеяниях, наведя на землю водный потоп, повелел Он Ною сделать ковчег и укрыться в нем с семейством, животными и птицами. После спасения от вод потопа «благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 9: 1). Таким образом, Иафет стал одним из родоначальников обновленного после потопа человечества. Согласно средневековым представлениям от него произошли народы, населяющие в основном Европу.

Вместе с отцом и братьями Иафет участвовал в заключении обета с Богом. «И сказал Бог Ною и сынам его с ним: вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас…, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа … Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею».

С Иафетом связано еще одно ветхозаветное предание. Когда Ной, выпив вина, «лежал обнаженным в шатре своем» (Быт. 9: 20), Иафет вместе с братом Симом «взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего» (Быт. 9: 23). За это Иафет и его потомство было удостоено благословения Ноя. Поэтому Иафет считается примером скромности и сыновней добродетели.

В русском искусстве иконы с изображением Иафета размещались в праотеческом ряду высокого иконостаса.

Память Иафета – в Неделю святых Праотец.

Литература:

1. Петров А. Е. Иафет. // Православная энциклопедия. Том XX. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — С. 598–599.