Великомученик Димитрий Солунский – святой, претерпевший мученическую смерть около 306 года, покровитель города Фессалоники (славянское название города – Солунь, сейчас город Салоники, Греция).

О жизни Димитрия Солунского не сохранилось исторических свидетельств. Самые ранние тексты, рассказывающие о мученичестве святого, относятся к IX веку.

Согласно этим текстам Димитрий Солунский происходил из знатной семьи и достиг высоких должностей и званий на императорской службе. Он был христианином и открыто проповедовал свою веру на городской площади в Фессалониках. Узнав об этом, император Максимиан (или Максимиан Геркулий), приказал бросить Димитрия в подземелье под термами (общественными банями). Господь послал святому в заточение ангела, который укрепил его перед мученической смертью и возложил на голову венец. В подземелье к святому Димитрию с просьбой о помощи пришел юноша по имени Нестор, решивший сразиться с гладиатором Лием, который обладал невероятной силой и пользовался особым расположением императора. Димитрий благословил юношу, и Нестор убил Лия в поединке. В гневе император приказал казнить Нестора, а также святого Димитрия, который силой молитвы помог юноше одолеть непобедимого гладиатора. Нестора обезглавили, а святого Димитрия убили в темнице ударом копья в ребра. Из страха перед императором благочестивые христиане похоронили святого в термах, там же, где он принял смерть. Через некоторое время у его могилы начали происходить многочисленные чудотворения и исцеления. Некоторые из посмертных чудес великомученика Димитрия связаны с защитой города Фессалоники от различных бедствий, поэтому святой почитается как покровитель города.

В Фессалониках на месте, где по преданию был заточен и погребен великомученик, не позднее V века была построена базилика Димитрия Солунского. Она много раз перестраивалась после опустошительных пожаров, но сохранила в своей основе первоначальное здание. В базилике до пожара 1917 года находились мозаики V – VII века с изображением Димитрия. В этих древнейших композициях святой представлен как мученик в виде юноши с короткими волосами в хитоне и длинном плаще-хламиде с тавлионом. С X века изображения Димитрия Солунского такого типа появляются в Константинополе и других областях Византии. Иногда в этом иконографическом варианте святой представлен с мученическим венцом.

Позднее с XI века в византийском искусстве широкое распространение получают изображения святого Димитрия в виде воина в доспехах и с оружием – копьем, мечом и щитом. В некоторых случаях Димитрий-воин изображался с усами и короткой бородой. Различают несколько вариантов этой иконографии: святой Димитрий изображается либо стоящим, либо восседающим на троне, либо на коне, в некоторых вариантах попирающий сраженного противника (чудовище, царя Калояна). Существовали также варианты, совмещавшие черты воина и мученика.

На Руси великомученик Димитрий Солунский пользовался особым почитанием, поскольку являлся патрональным святым многих князей из рода Рюриковичей. В домонгольский период в росписях храмов и на иконах святой изображался, как правило, в виде воина в трех вариантах: стоящим, восседающим на престоле и на коне. Древнейшим из дошедших до нашего времени изображением Димитрия Солунского является фреска на столпе собора Святой Софии в Киеве 1040-х годов, где он представлен в виде средовека с небольшими усами.

С XIV века встречаются изображения обоих типов: в виде воина и в виде мученика. С появлением высокого иконостаса в конце XIV века образ святого Димитрия-мученика включается в состав деисусного ряда. Самый ранний пример – образ великомученика из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля конца XIV века.

Память великомученика Димитрия Солунского – 8 ноября (26 октября по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Иванова О.В., Турилов А.А., Лукашевич А.А., Преображенский А.С. Димитрий Солунский // Православная энциклопедия. Том XV. М., 2007. С. 155–195.

2. Попов Г.В. Из истории древнейшего памятника города Дмитрова // Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972. С. 198–216.

3. Лазарев В.Н. Новый памятник станковой живописи XII века и образ Георгия-воина в византийском и древнерусском искусстве // Русская средневековая живопись: статьи и исследования. М., 1970.

4. Качалова И.Я., Маясова Н.А., Щенникова Л.А. Благовещенский собор Московского Кремля. М., 1990.

5. Корина О.А. Дмитрий Солунский // Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог собрания. Том 1, № 2, № 14. М., 1995.

6. Саенкова Е.М., Герасименко Н.В. Иконы святых воинов. М., 2008.