Апостол Павел до своего апостольского служения носил еврейское имя Савл, что значит «вымоленный», после обращения к Христу он стал называться Павлом. Он родился в городе Тарс и происходил из колена Вениаминова, его родители были знатными людьми, он получил хорошее образование и имел римское гражданство. Для продолжения образования родители отправили его в Иерусалим к известному учителю Гамалиилу, который был членом синедриона – городского религиозного суда. Савл был ревностным фарисеем, ревнителем закона и защитником отеческих преданий. Он также владел ремеслом – делал палатки.

Во времена земной жизни Христа Савлу было около 20 лет. Негодование среди иудеев на распространение христианского учения соединились с воспитанием Савла – ревнителя веры, он стал активным участником гонений на христиан. Так, он стерег одежды иудеев, когда они убивали камнями первого мученика Стефана. Савл также получил полномочия арестовывать христиан, и для этой цели отправился в Дамаск в 34 году. По дороге он увидел чудесный свет, в видении Господь открылся ему как Лицо, Которое он гонит, Павел ослеп. Это полностью изменило жизнь Савла, после принятия крещения зрение вернулось, а сам Павел стал новым человеком, начал ревностно проповедовать веру, которую раньше преследовал.

Он основывал церкви, совершал чудеса, удостоился многий откровений и видений Иисуса Христа. Проповедь обладала необыкновенной силой. Просвещая народы учением Христовым, апостол Павел предпринял длительные путешествия, география его проповеди необычайно широка. Кроме неоднократного пребывания в Палестине, он прошел с проповедью о Христе Финикию, Сирию, Каппадокию, Галатию, Ликаонию, Намфилию, Карию, Ликию, Фригию, Мисию, Лидию, Македонию, Италию, острова Кипр, Лесбос, Самофракия, Самос, Патмос, Родос, Мелит, Сицилия и это далеко не полный список. О себе Павел говорит как об «апостоле язычников» (Рим. 11: 13). Могущество проповеди его было столь велико, что иудеи не могли ничего противопоставить силе его учения (Деян. 9, 22); язычники сами просили его проповедовать слово Божие и всем городом собирались слушать его (Деян. 13, 42–44). В своих непрестанных трудах апостол Павел переносил неисчислимые скорби, его били, мучили, он терпел кораблекрушение, пережил многочисленные опасности. Его жизнь закончилась мученической смертью – как римский гражданин, апостол Павел был усечен мечом, что по преданию, случилось в Риме через год после распятия апостола Петра.

Апостол Павел оставил 14 посланий, который вошли в корпус книг Нового Завета. Апостол Павел, как и апостол Петр, много потрудился в распространении христианства, поэтому оба апостола почитаются «столпами» Церкви и первоверхновными апостолами. Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. В IV веке равноапостольный Константин Великий построил храмы в честь первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. В Русской Церкви их почитание началось после Крещения Руси.

Согласно традиции апостол Павел изображается в хитоне, гиматии, сандалиях, свитком или книгой. На многих иконах Нового времени атрибутом апостола является меч, как орудие его смерти. Самостоятельным сюжетом стало изображение Павла, пишущего послания, по иконографии оно сходно с изображением евангелистов. По преданию, первые иконы апостолов Петра и Павла написал евангелист Лука, иконы утрачены. Изображение апостола Павла есть в мозаичной композиции первой трети VI века «Второе пришествие Христа» в Базилике Космы и Дамиана (Санти-Косма-э-Дамиано) в Риме. По церковному преданию, равноапостольный князь Владимир после крещения привез из Корсуни икону апостолов Петра и Павла, которая утрачена. Древнейшая парная икона апостолов Петра и Павла (около 1050–1052 гг.) происходит из Софийского собора в Новгороде, она находится в собрании Новгородского музея (НГОМЗ).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

  1. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовского. Книга пятая. Январь. Часть вторая. М., 1904. С. 26–30.
  2. Игнашина Е.В,, Комарова Ю.Б. Иконостас церкви Апостолов Петра и Павла «в Кожевниках». М., 2011.
  3. Сорокатый В.М. Иконостас новгородской церкви Петра и Павла «в Кожевниках» // Древнерусское искусство: Исследования и атрибуции. СПб., 1997.
  4. Слово и образ. Русские житийные иконы XIV – начала ХХ века. Кат. выст. М., 2010.
  5. Тяжелов В., Сопоцинский О. Искусство средних веков: Византия. Армения и Грузия. Болгария и Сербия. Древняя Русь. Украина и Белоруссия. М., 1975.
  6. Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб., 2004.
  7. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода: XV в. М., 1982.