Святой князь-страстотерпец Борис (в крещении Роман) – сын святого равноапостольного князя Владимира. Борис и его брат Глеб – первые канонизированные русские святые.

Сведения о жизни и смерти, посмертных чудесах и канонизации святого содержатся в летописях и нескольких житийных произведениях, составленных вскоре после смерти святого Бориса на основе устных преданий. Один из таких источников «Сказание и страдание и похвала мученикам святым Борису и Глебу» сообщает, что мать святых братьев Бориса и Глеба была родом из Болгарии. По возмужанию святого Бориса князь Владимир дал ему в удел Ростов. Однако, в 1015 году отец, одолеваемый тяжелым недугом, вынужден был призвать сына в Киев, поскольку в это время на Русь двинулись ратью печенеги. Киевский князь вручил святому Борису свою дружину и отправил в поход против кочевников. Не встретив печенегов, святой Борис с дружиной отправился обратно в Киев. В это время он получает известие о смерти отца и о том, что его брат Святополк захватил власть в Киеве. Сердце святого Бориса наполнилось скорбью в предчувствие беды. Когда же дружина сказала ему: «Пойди, сядь в Киеве на отчий княжеский стол — ведь все воины в твоих руках». Он ответил: «Не могу я поднять руку на брата своего, к тому же еще и старшего, которого чту я как отца». Услышав такой ответ, воины покинули святого Бориса, с ним остались только отроки его.

Святополк, сев в Киеве на княжение, отправил святому Борису весть: «Брат, хочу жить с тобой в любви и к полученному от отца владению добавлю еще». В тоже время тайно послал вышегородских мужей по имени Путьша, Талец, Елович и Ляшко с приказом найти своего брата и убить. Убийцы напали на святого князя рано утром, когда он молился в своем шатре. Услышав зловещий шепот около шатра, он промолвил: «Слава тебе, Господи, за все, ибо удостоил меня зависти ради принять сию горькую смерть и претерпеть все ради любви к заповедям твоим». Вместе со святым Борисом приняли смерть многие отроки, оставшиеся с ним, в том числе и святой Георгий Угрин, прикрывший собой князя. Тело святого князя-страстотерпца завернули в шатер, положили на телегу и отвезли в Вышгород. Похоронили святого Бориса возле церкви святого Василия. Позднее рядом с ним похоронили его брата, святого Глеба, также погибшего от рук убийц, посланных Святополком. Через некоторое время у могилы святых начались чудотворения. Князь Ярослав Мудрый, брат Бориса и Глеба, узнав про эти чудотворения, по совету киевского митрополита Иоанна выстроил пятиглавую церковь во имя святых князей-страстотерпцев. 24 июля, в день гибели святого Бориса, храм был освящен и в него перенесли мощи святых. Ярослав Мудрый установил в этот день празднование святым Борису и Глебу. По мнению ученых, это произошло во второй половине 40-х годов XI века. С этого времени почитание святых князей-страстотерпцев получило широкое распространение по всей Руси. Святые Борис и Глеб считались небесными покровителями князей, их почитали как заступников земли Русской, а также как целителей.

Первый образ святого Бориса был написан для построенного Ярославом Мудрым в честь святых храма. Как правило, на иконах святые братья Борис и Глеб изображаются вместе, но встречаются и единоличные изображения. «Сказание и страдание и похвала мученикам святым Борису и Глебу» содержит описание внешности святого Бориса: «Телом был красив, высок, лицом кругл, плечи широкие, тонок в талии, глазами добр, весел лицом, борода мала и ус — ибо молод еще был, сиял по-царски, крепок был». Согласно этому описанию святой изображается с бородой и усами в русских одеждах – в круглой шапке, отороченной мехом и плаще – с крестом и мечом в руках. Самым ранним примером может служить шиферная икона из Солотчинского монастыря первой трети XIII века (Рязанский художественный музей).

В XIV веке появляются изображения святых Бориса и Глеба в виде всадников. Например, икона 1340 года из Успенского собора Московского Кремля (ГТГ). Эти композиции восходят к подобного рода поздневизантийским образам святых-воинов.

Дни празднования святому Борису – 15 мая (2 мая по старому стилю) и 6 августа (24 июля по старому стилю).

Литература:

1. Назаренко А. В., Павлинов П. С. Борис и Глеб. // Православная энциклопедия. Том VI. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003. — С. 44–60.

2. «Сказание и страдание и похвала мученикам святым Борису и Глебу»: Успенский сборник XII—XIII вв. Издание подготовили Князевская О. А., Демьянов В. Г., Ляпон М. В. — М., 1971. Интернет ресурс Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН: http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4871

3. Кондаков Н. П. Изображения русской княжеской семьи в миниатюрах XI в. — СПб., 1906.

4. Саенкова Е. М., Герасименко Н. В. Иконы святых воинов. — М.: Интербук-бизнес, 2008.