Пророк Илия – один из ветхозаветных пророков – жил в первой половине IX века до Р. Х. События жизни пророка Илии описаны в Третьей и Четвертой Книгах Царств (3 Цар. 17: 1–19; 18; 21: 17–28; 4 Цар. 1: 3–17; 2: 1–18). Имя пророка переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание служения Илии, ревностно боровшегося за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество. Илия родился в г. Фесва в Заиорданье («Фесвитянин, из жителей Галаадских»), носил волосяную одежду с кожаным поясом. Его пророческое служение проходило в Израильском царстве в правление царей Ахава (874–853) и Охозии (853–852), принадлежавших к династии Омри, в период, когда в Северном царстве широко распространялся культ Ваала.

В основу сюжета «Илия пророк в пустыне» легли события, произошедшие в период гонений царицы Иезавели, когда только 100 пророков Божиих благодаря заступничеству царедворца Авдия (3 Цар. 18: 4) осталось в живых. Илия скрывался у потока Хораф, к востоку от Иордана, и вороны приносили ему пищу. Значимость сюжета была обусловлена почитанием пророка Илии как великого отшельника. Самая древняя икона на этот сюжет происходит из монастыря великомученицы Екатерины на Синае, где Илия показан в рост с молитвенно воздетыми руками, обернувшимся влево к ворону с хлебом, над которым изображена благословляющая десница.

В иконографии сюжета получила распространение другая композиция – пророк Илия сидит на камнях и оборачивается к ворону. Сидящий в пустыне пророк Илия воспринимался как идеал монашеской жизни, в русском искусстве тема дополнена мотивами покорности Божией воле, углубленной молитвы и одновременно дерзновенного и ревностного общения с Богом. Немногочисленные памятники XV века изображают Илию сидящим на камне вполоборота вправо, левой рукой он подпирает голову, в правой – свиток.

В монументальной живописи размещение сцены «Пророк Илия в пустыне» могло быть различным. Ранние примеры ее расположения как отдельного эпизода в алтаре (церковь Спаса на Нередице, 1199 год) или на столбе (базилика Рождества Христова в Вифлееме, до 1187 года) подчеркивают литургический характер иконографии как прообраза Евхаристия. Самый ранний иконный житийный цикл пророка Илии в русском искусстве – образ «Пророк Илия в пустыне, с житием» с погоста Выбуты близ Пскова (начало XIII века, ГТГ).

Церковь празднует память пророка Илии 2 августа (20 июля по старому стилю).

Литература:

1. Турилов А. А., Артюхова Т. А., Лосева О. В., Моисеева С. А., Аржанов Ю. Н. Макаров Е. Е., Сусленков В. Е., Саенкова Е. М. Илия. // Православная энциклопедия. Том XXII. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. — С. 236–259.

2. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. — М., 1963.

3. Смирнова Э. С. Живопись Обонежья XIV-XVI вв. — М., 1967.

4. Лифшиц Л. И. Заметки о стиле житийной иконы «Илья Пророк» из села Выбуты близ Пскова первой половины – середины XIII века. // ДРИ. — СПб., 1997. [Вып.:] Русь. Византия. Балканы. XIII в. — С. 326–343.

5. Пивоварова Н. В. Фрески Спаса на Нередице в Новгороде: Иконографическая программа росписи. — СПб., 2002.

6. Реформатская М. А. Об особенностях композиционного построения житийной иконы «Илья Пророк» из села Выбуты // ДРИ. [Вып.:] Русь. Византия. Балканы. XIII в. — СПб., 1997. — С. 344–355.

7. Шедевры русской иконописи XIV – XVI веков из частных собраний: Кат. / Сост.: Н. В. Задорожный, И. А. Шалина, Л. М. Евсеева. — М., 2009.

8. Попова О. С. Византийские иконы XIV - начала XV веков в собраниях России. // Проблемы византийского искусства: Мозаики, фрески, иконы. — М., 2006. — С. 548.

9. Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог Собрания. — М., 1995.

10. Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи. — СПб., 1995.