Богоматерь Умиление – иконографический тип изображения Богородицы с Младенцем, широко распространенный в византийском и русском искусстве. Этот извод может именоваться также «Богоматерь Ласкающая». Изображение Божией Матери поясное, но встречается также в рост или на троне. Одной рукой Богородица держит Младенца, другую приподнимает в молитвенном жесте к Нему. Младенец, стоящий у матери на коленях или сидящий на ее руке, обнимает ее обеими ручками и прижимается к ней щекой. Младенец может располагаться справа и слева от Богоматери.

Подобные изображения известны с VII века, например, фреска церкви Санта Мария Антиква в Риме 650 года. В XI – XII веках в Византии этот иконографический извод приобретает особое значение. По мнению О. Е. Этингоф, ласкание Младенца Богородицей толковалось как проявление реальности человеческой природы Иисуса Христа и как прообраз Его страстей. По мнению Н. П. Кондакова, основным внутренним мотивом иконографии Умиления служит «тихая скорбь Богоматери при мысли о… мученической человеческой судьбе» Спасителя. Кроме того, любовь Матери и Младенца могла символизировать единение Богоматери-Церкви со своим главой Христом. Византийское искусство XI – XII веков создало несколько прославленных икон в этом иконографическом типе. К их числу относится чудотворный образ Божией Матери Владимирской. На Руси подобные иконы получили широкое распространение. Например, в конце XIV века мастером круга Феофана Грека была создана чудотворная Донская икона Божией Матери. Также к этому изводу принадлежат чтимые иконы Божией Матери Корсунской, Феодоровской, Ярославской и многие другие.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Этингоф О. Е. К иконографии «ласкающей Богоматери» («Гликофилусы»). // Древнерусское искусство. СПб., 1995. [Вып.] Балканы. Русь.

2. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери: Связи русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения. СПб., 1911.

3. Nordhagen P. J. La piu antica Eleousa conociuta// Boletino d'Arte. — 1962. V. 42. N 4. P. 351–353.

4. Корина О. А. Богоматерь Владимирская. // Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV веков. Каталог собрания. Том 1, № 1. М., 1995. В публикации приводится подробная библиография.

5. Лифшиц Л. И. Богоматерь Одигитрия. // Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV веков. Каталог собрания. Том 1, № 23. М., 1995.

6. Grabar A. L'Hodigitria et l'Eleusa. // Сборник за ликовне уметности. — Нови Сад, 1974, №10. Р. 8–11.

7. Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986.

8. Зонова О. В. «Богоматерь Умиление» XII века из Успенского собора Московского Кремля. // Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси [т. 6]. М., 1972. С. 270–288.

9. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М.: Наука, 1982.

10. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.