О жизни преподобного Алексия, человека Божия, не сохранилось исторических свидетельств. Его житие составлено, вероятно, на основе устного предания о человеке, который предпочел богатству смирение и аскетизм. По мнению ученых, оно было создано во второй половине V – начале VI века и имеет сирийское происхождение. Позднее появились многочисленные версии жития на греческом, арабском и латинском языках.

В сирийских редакциях жития святой не назван по имени. Одна из древнейших сирийских версий повествует о том, что юноша из богатой и знатной римской семьи перед свадьбой покинул свой дом и отправился на корабле сначала в Селевкию Сирийскую, а затем в Эдессу. Там он провел всю свою жизнь на паперти церкви в посте и молитве, принимая милостыню от тех, кто входил в храм. Домочадцы, посланные родителями на его поиски, не узнали его в лохмотьях. Своего имени он никому не раскрывал, не желая привлекать к себе внимания. Блаженному пришлось рассказать о себе только привратнику храма, пораженному его усердной молитвой. Умер святой в больнице, куда его поместил привратник, и был похоронен вместе с другими нищими странниками. Привратник, узнав о смерти блаженного, попросил Эдесского епископа Равулу похоронить святого в достойном месте с почестями. Но когда гробницу открыли, увидели лишь лохмотья.

В более поздних версиях жития святой именуется Алексием, а его родители – Евфимианом и Аглаидой. Эти версии имеют и другие отличия от древней сирийской редакции. Например, широкое распространение получили варианты жития, в которых сообщается, что по Божией воле святой Алексий возвратился в родительский дом и жил неузнанным в сенях, претерпевая от слуг унижения. После его смерти из алтаря одной из церквей во время службы раздался голос: «Ищите человека Божия! Пусть он помолится о граде». От мощей святого, обретенных в доме его родителей и поставленных в храме для поклонения, люди начали получать исцеления.

Самый древний перевод жития преподобного Алексия на славянский язык, как считают исследователи, относится к концу XI века. Позднее эта редакция уточнялась по греческим текстам, а также делались другие переводы. Преподобный Алексий, человек Божий, был небесным покровителем царя Алексея Михайловича, поэтому в XVII веке его почитание на Руси распространилось особенно широко.

В византийском и русском искусстве преподобный Алексий, человек Божий, изображается средовеком с черными длинными волосами и бородой. Часто его изображают в нищенском рубище со свитком в руках. Существует два варианта композиции. В первом варианте преподобный изображен в молитвенном предстоянии, его фигура развернута влево или вправо. Во втором варианте – он представлен фронтально, его руки, как правило, сложены на груди. Самые ранние изображения святого Алексия сохранились в настенных росписях. Самый древний из известных примеров подобного изображения в древнерусском искусстве находился в церкви Спаса на Нередице недалеко от Новгорода.

Иконы преподобного Алексия, человека Божия, получили широкое распространение в царствования царя Алексея Михайловича. Встречаются как единоличные изображения святого, так и вместе с Марией Египетской, небесной покровительницей М. И. Милославской, первой супруге царя. Например, образ «Мария Египетская и Алексей, человек Божий» XVII века из собрания Музея имени Андрея Рублева. Также встречаются иконы, где преподобный Алексий изображен с мученицей Натальей, небесной покровительницей Н. К. Нарышкиной, второй жены царя Алексея Михайловича.

День памяти Алексия, человека Божия – 30 марта (17 марта по ст. стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Муравьев А. В., Турилов А. А., Никифорова А. Ю., Толстая T. B. Алексий, человек Божий. // Православная энциклопедия. Том II. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. С. 8–12.

2. Пайкова А. В. Легенды и сказания в памятниках сирийской агиографии // Палестинский Сборник, №30 [93] (1990). С. 101–107.

3. Жития византийских святых. СПб.: Corvus, Terra Fantastica, РоссКо. 1995. Пер. Софьи Поляковой. (Текст переведен по изданию: Margarete Rosler. Die Fassungen d. Alexius = Legende. Wien — Leipzig, 1905 = Beitraege z. Englischen Philologie, XXI.) С. 321–332.

4. Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: Иконографическая программа росписи: канд. дис. СПб, 1999.