Икона «Ведение Христа на Голгофу» входит в страстной цикл. Подобные страстные циклы были распространены в византийской монументальной живописи и мозаиках. Один из ранних примеров - мозаики базилики Сант-Аполлинаре-Нуово, выполненные до 526 года. В верхнем ярусе южной стены этой базилики располагается 13 изображений Страстей Христовых, среди которых есть сюжет «Ведение Христа на Голгофу».
Иконы со сценами Страстей Христовых могли входить в состав икон праздничного ряда, который размещали на алтарной преграде. Праздничные ряды на алтарных преградах византийских храмов известны с XI-XII веков. Древнейшие русские праздничные чины относятся к XIV столетию. С XV века праздничный чин, как правило, начинает входить в состав высокого иконостаса, утвердившегося на Руси с этого времени. Наиболее развитым среди сохранившихся от XV века является праздничный ряд иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, выполненный около 1497 года. Он состоял из двадцати пяти икон, девять икон посвящены Страстям Христовым. Среди них есть икона «Ведение Христа на Голгофу», которая сейчас находится в Музее им. Андрея Рублева. Позднее в больших иконостасах иконы с сюжетами страданий Христовых могли выделяться в особый Страстной ряд.
Иконы этого сюжета встречаются среди аналойных икон. Например, две двусторонние иконы-таблетки с шестнадцатью сюжетами страстного цикла из комплекта аналойных икон конца XV века, принадлежавшего Софийскому собору в Новгороде. Таблетки со Страстями выкладывались на аналой Софийского собора в Великую Пятницу для поклонения во время чтения «Двенадцати Евангелий».
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
1. Иконы XIII – XVI веков в собрании Музея имени Андрея Рублева. М., 2007. Кат. № 24.
2. Лелекова О.В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 1497 год. М., 1988.
3. Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. Равенна, 2008.
4. Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., 1983.
5. Вздорнов Г. И. Иконы-таблетки Великого Новгорода. Софийские святцы. М., 2007.
6. Высокий русский иконостас. М., 2004.