Воскресение Иисуса Христа свершилось при закрытом гробе в третий день после смерти на кресте, как об этом говорил ученикам Сам Христос и как благовествовал ангел женам-мироносицам, пришедшим помазать тело Спасителя (Мк. 16: 1): «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес» (Лк. 24: 5–7; Мф. 28: 5–6; Мк. 16: 6). В первые века христианства иконографическим решением темы Воскресения Христова являлось изображение жен-мироносиц у Гроба Господня. В послеиконоборческий период (с IX века) сформировалась иная иконография Воскресения Христова – Сошествие Господа во ад.

В центре композиции «Сошествие во ад» изображен Спаситель в мандорле (ореоле света и славы), попирающий ногами скрещенные створы врат ада. Слева или справа от Христа – восстающий из гроба Адам, которого Спаситель держит за руку. Рядом с Адамом или с другой стороны от Спасителя – Ева в алом мафории. За Адамом и Евой располагаются Иоанн Предтеча, цари, пророки и праведники. Действие происходит на фоне горок. В композицию могут быть также включены ангелы, держащие Голгофский крест, ангелы на фоне мандорлы или ангелы с орудиями страстей. В аду может находиться фигура персонификации ада и бесы, а также ангелы, заковывающие их в цепи.

Основным литературным источником для иконография «Воскресения – Сошествие во ад» послужило апокрифическое «Евангелие от Никодима». На сложение иконографии также оказали влияние тексты некоторых псалмов и пророчеств, Посланий апостола Петра и святоотеческих сочинений. Согласно апокрифическому тексту «Евангелия от Никодима» сошедший во ад Иисус берет Адама за руку, тот припадает к нему со словами благодарения: «Вознесу тя, Господи, яко подъял мя еси... возвел еси от ада душу мою» (Пс. 29: 1–5). Это главное событие евангельского повествования – вочеловечившийся Бог искупил своей смертью грех первого человека и спас его. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Посл. Кор. 15: 20–22). Рядом с Адамом изображается фигура Евы.

Спаситель, сходящий в ад, изображается в блестящем ореоле – мандорле – символе славы и света. По свидетельству Евангелия от Никодима Христос «рассеял тьму смерти блеском Своего Божества». В руке Он иногда держит свиток – символ проповеди воскресения из мертвых, но чаще всего крест – символ победы над смертью. Иисус Христос как победитель Смерти и Ада изображается стоящим на вратах адовых, положенных накрест. Иногда рядом находятся разбросанные ключи и гвозди, указующие на разрушение затворов.

Спаситель осуществил пророчества Ветхого Завета и вывел праведников из ада «смертию смерть поправ». Поэтому за Адамом и Евой изображаются ветхозаветные цари и пророки, которые предсказали это событие: Моисей, Аарон, Давид, Соломон, Даниил и другие. За Евой в композиции размещают Авеля, как первого праведника и мученика. Также может быть изображен Иоанн Предтеча, который указывает на Иисуса Христа как на путь спасения и призывает к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство небесное» (Мф. 3: 2.).

В византийском искусстве иконография «Воскресение Христово – Сошествие во Ад» сложилась к X веку. Первоначально подобные композиции появились в книжной миниатюре, а с XI века получают широкое распространение в росписях храмов. В древнерусском искусстве подобная композиция встречается в росписях церкви Федора Стратилата на Ручью в Новгороде второй половиной XIV века и на псковских иконах XIV века из собрания Государственного Русского Музея.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских. СПб, 1892.

2. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001.

3. Сорокатый В.М. Воскресение Христово (Сошествие во ад) // Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV – XVI вв. Каталог собрания. Вып. 1. М., 2000.

4. Иванов М.С. Лукашевич А.А. Квливидзе Н.В. Воскресение Иисуса Христа // Православная энциклопедия. Том IX. М., 2005. С. 414–423.

5. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Государственная Третьяковская Галерея: Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII века. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

6. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. 1. Древнерусское искусство Х – начала XV века. М., 1995.

7. Иконы XIII – XVI веков в собрании Музея имени Андрея Рублева. М., 2007.

8. Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник. Т.1. Иконография Господа Бога нашего и Спаса Иисуса Христа. СПб., 1905.

9. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986.

10. Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М., 1976.

11. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Париж, 1989.

12. Царевская Т.Ю. Церковь Феодора Стратилата на Ручью. Новгород – М., 2001.

13. Шалина И.А. Псковские иконы «Сошествие во ад». О литургической интерпретации иконографических особенностей // Восточно-христианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994.

14. Протасов Н. Д. Материалы для иконографии Воскресения Спасителя: Изображения святого Гроба. Сергиев Посад, 1913.

15. Прот. Николай Погребняк. Воскресение Христово в иконографии. Интернет-ресурс

16. Липатова С.Н. К иконографии Воскресения Христова. Интернет-ресурс