О событиях Сретения повествуется в Евангелии от Луки (Лк. 2: 22–39). В основу иконографии положено событие встречи святого семейства праведным Симеоном в Иерусалимском храме: Богородица передает Младенца Христа на руки св. Симеону.

В самых ранних исторических свидетельствах присутствии о Сретения в церковном богослужении, праздник именуется сороковым днем от Рождества Христова, у него нет собственного названия. Окончательное закрепление праздника Сретения произошло не ранее VI века. В иерусалимской традиции VI – VII веков встречается два основных названия праздника: Встреча Господа и праздник Очищения Блаженной Девы Марии (Purificatio Beatae Mariae Virginis). В православии праздник посвящен Господу, но в богослужебных текстах и песнопениях должное почитание воздавалось Богородице, принесшей Младенца в храм, как того требовал ветхозаветный обычай об очищении женщины на сороковой день после родов через принесение жертвы. "Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста" (Лев. 12: 8). Деве Марии после рождения Христа не требовалось очищения, но по своему смирению Пресвятая Богородица последовала установленному правилу.

Святое семейство в Иерусалимском храме встретил старец Симеон. По преданию, он был в числе семидесяти толковников, переводивших Ветхий Завет с еврейского языка на греческий по заказу египетского царя Птоломея II Филадельфа. Переводя книгу пророка Исаии, он дошел до слов: "Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына..." (Ис. 7: 14) и, усомнившись в возможности девы, не имеющей мужа, родить сына, хотел исправить в книге слово "дева" на слово "жена". Явившийся Ангел возвестил, что Симеон сам увидит исполнение пророчества. По возвращении из Египта, Симеон жил в Иерусалиме в ожидании пришествия Спасителя более трехсот лет. Евангелие свидетельствует, что Симеон взял Младенца на руки и произнес слова «Ныне отпущаещи раба Твоего, Владыко…», которые впоследствии стали молитвой, поющейся на каждом вечернем православном богослужении. Святой Симеон просит Господа «отпустить» его из земной жизни для того, чтобы сообщить благую весть прародителям Адаму и Еве, находившимся в аду.

Богословским смыслом праздника является встреча Ветхого и Нового Заветов, что отражается в иконографии – Божия Матерь и Иосиф обычно изображаются слева в движении направо, а праведные Симеон и Анна изображаются справа налево. Там, где они встречаются, Божия Матерь передает Богомладенца на руки Симеону, и тот принимает Его покровенными руками как Великую Святыню. Праведная Анна изображается со свитком в руке. Младенец же обычно облачен в короткую белую рубашечку, не закрывающую ножки.

Древнейший образ Сретения запечатлен в мозаиках церкви Санта Мария Маджоре в Риме (432 – 440-х гг.). На Руси наиболее ранними изображениями Сретения являются фрески XII века в Кирилловской церкви (Киев) и церкви Спаса на Нередице (Новгород). Разные варианты иконографии Сретения отличаются деталями. Младенец может сидеть или лежать на руках Марии или на руках у Симеона, показывая разные моменты события. По композиции выделяются два других варианта иконографии праздника: Сретение в храме на фоне престола, являющегося центром композиции, и Сретение, происходящее на пороге храма, где святое семейство встречает старец Симеон.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Алпатов М.В. Икона «Сретения» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры // Труды отдела древнерусской литературы. Т.14. 1958. С. 557-564.

2. Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи. Спб., 1995.

3. Дюфрен С. Свеча в сцене Сретения в грузинском искусстве. Тбилиси, 1983.

4. Липатова С.Н. Иконография праздника Сретения Господня в византийском и древнерусском искусстве. Интернет-ресурс: pravoslavie.ru

5. Литвинов А.Е. Открытие иконы «Сретение» Андрея Рублева. М., 2000. С. 168–169.

6. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001. С. 195.

7. Рубан Ю.И. Сретение Господне: Опыт историко-литургического исследования. СПб.,1994.

8. Скабалланович М. Толковый Типикон. М., 2004. С. 138-144.

9. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. СПб., 1914-1915. В 2 т.

10. Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник, т. I. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1905

11. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.