Покров Богоматери
Иконы
-
На фоне палат многофигурная, двухчастная композиция в рост. В верхней части на облаках, на фоне палат, в центре, в фас Богоматерь с воздетыми руками, на руках Покров белого цвета.
-
На фоне многоглавого Влахернского храма в центре композиции изображена стоящая на огненном облаке Богоматерь с воздетыми вверх руками, над которой ангелы держат алый покров. Выше помещена полуфигура Иисуса Христа, благословляющего обеими руками. По обе стороны от Богоматери представлены святые в три ряда: Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов, другие апостолы и ангелы. В нижней части иконы на фоне закрытых царских врат в центре на амвоне изображён диакон Роман Сладкопевец с развёрнутым свитком. Справа Андрей Юродивый указывает своему ученику Епифанию вверх на Богоматерь. Слева расположена группа молящихся, среди которых обобщенные изображения императора и патриарха.
-
В центре композиции помещено изображение Богоматери Оранты, на которой ангелы держат покров. Над головой Богоматери – полуфигура Иисуса Христа, благословляющего обеими руками. Справа и слева от ее фигуры представлены лики святителей и ангелов. Внизу закрытые Царские врата, по сторонам которых слева стоят Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов и апостолы, а справа — Андрей Юродивый, Епифаний и мученики.
-
Сцена изображается на фоне Влахернского храма. Богоматерь представлена в трехчетвертном повороте к Христу стоящей на облаке. В руках у нее омофор и развернутый свиток. Христос изображен в небесном сегменте, правой рукой Он благословляет, в левой держит развернутый свиток. За фигурой Богоматери в пять рядов расположены ангелы, апостолы и святые. В нижней части иконы на фоне закрытых царских врат в центре на амвоне изображён диакон Роман Сладкопевец с развёрнутым свитком. Справа Андрей Юродивый указывает своему ученику Епифанию вверх на Богоматерь. Слева расположена группа молящихся, среди которых обобщенные изображения императора и патриарха.
-
В центре иконы представлена Богоматерь, стоящая на красном облаке на фоне красного кивория на зеленых колоннах. В Ее разведенных в стороны руках — белый покров с красной каймой по краям, концы которого поддерживают два ангела. За Богоматерью располагается изображение Влахернского храма: в центре находится базилика с двускатным покрытием с перекинутым от него киноварным велумом на стоящую справа колонну, слева — башня и здание с плоской крышей и входом, прикрытым киноварной завесой. По обе стороны от Богоматери представлены святые в три ряда: Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов, другие апостолы и ангелы.
-
На фоне многоглавого Влахернского храма в центре композиции изображена стоящая на огненном облаке Богоматерь, держащая белый покров.
-
В центре композиции, под киворием, представлена Богоматерь, держащая перед собой покров. За Богоматерью – архитектурный фон, воссоздающий образ Влахернского храма (в виде базилики с башней) и императорского дворца. По обе стороны от Богоматери располагаются две группы ангелов и святых, причем в правой группе представлены Иоанн Креститель и Иоанн Богослов, явившиеся во Влахернском храме, вместе с Богоматерью. Внизу в центре, на амвоне, изображен прославленный византийский гимнограф VI века, преподобный Роман Сладкопевец, с развернутым свитком. Вокруг амвона представлены юноши в диаконских стихарях.
Справа представлены свидетели чуда – Андрей Юродивый и его ученик Епифаний, а слева условные фигуры императора, диакона и монаха.
-
В центре иконы на фоне Влахернского храма представлена Богоматерь Оранта, стоящая на облаке. В Ее разведенных в стороны руках — белый покров. По обе стороны от Богоматери представлены ангелы и святые в три ряда: Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов, апостолы и святители. В нижней части иконы на фоне закрытых царских врат в центре на амвоне изображён диакон Роман Сладкопевец с развёрнутым свитком. Справа Андрей Юродивый указывает своему ученику Епифанию вверх на Богоматерь. Слева изображены равноапостольный царь Константин и равноапостольная царица Елена.
-
В центре иконы на фоне Влахернского храма представлена Богоматерь Оранта, стоящая на облаке. В Ее разведенных в стороны руках — белый покров. По обе стороны от Богоматери представлены ангелы и святые в два ряда: Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов, апостолы и святители. В нижней части иконы на фоне закрытых царских врат в центре на амвоне изображён диакон Роман Сладкопевец с развёрнутым свитком. Справа Андрей Юродивый указывает своему ученику Епифанию вверх на Богоматерь. Слева изображены равноапостольный царь Константин и равноапостольная царица Елена. На полях изображены Ангел-Хранитель и святая Анна.
-
В центре иконы на фоне Влахернского храма представлена Богоматерь Оранта, стоящая на облаке. В Ее разведенных в стороны руках — белый покров. По обе стороны от Богоматери представлены ангелы и святые в два ряда: Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов, апостолы и святители. В нижней части иконы на фоне закрытых царских врат в центре на амвоне изображён диакон Роман Сладкопевец с развёрнутым свитком. Справа Андрей Юродивый указывает своему ученику Епифанию вверх на Богоматерь. Слева изображены равноапостольный царь Константин и равноапостольная царица Елена.
-
Композиция иконы принадлежит к «новгородскому» типу и является наиболее ранним его примером. Отличительные особенности этого типа следующие: ангелы держат покров над Богоматерью Орантой; над ее головой — поясное изображение благословляющего Христа; справа и слева от ее фигуры представлены лики святителей и ангелов; внизу, в центре — закрытые Царские врата, по сторонам которых слева стоят Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов и апостолы, а справа — Андрей Юродивый, Епифаний и мученики.
-
Покров Богоматери. Избранные святые на полях
В икону врезана меднолитная вставка с рельефным изображением Покрова Богоматери. В килевидном завершении – Троица Новозаветная. По сторонам изображены избранные святые: благоверный князь Михаил Тверской, святая Анна, ангел-хранитель и преподобный (слева) и Иоанн Устюжский, Кирик и Иулита, и две святые (справа).
-
Композиция иконы двухчастная. В верхней половине изображена Богородица, которая левой рукой протягивает свиток Христу, изображенному в левом верхнем углу.
-
Многофигурная композиция выполнена в традиционной иконной манере, письмо миниатюрное. В верхней части на фоне храма по центру в мандорле, в рост фигура Богородицы, слева и справа избранные святые - все на облаках. В нижней части на фоне палат по центру в рост стоит Роман Сладкопевец, слева и справа от него избранные святые Андрей и Епифаний, Прокл, царица Зоя, царь Лев.
-
Двухчастная, многофигурная композиция выполнена по Московскому переводу в манере близкой к академическому письму. В верхней части на облаках, на фоне пятиглавого белокаменного храма изображение Богоматери с предстоящими. Внизу, в интерьере храма, изображение Романа Сладкопевца с избранными святыми, слева и справа от него.
-
В структурно сложной иконе органично слились два варианта иконографии Покрова – новгородский и суздальский. Внутри храма, который обозначен трехглавием, на новгородский манер, в центре расположена Богоматерь, окруженная ангелами на «воздусях», держащая в руках покров, по суздальскому изводу. Справа и слева от нее святые всех чинов святости; в нижнем ряду молящиеся, среди них царь с царицей и св. Андрей, который указывает своему ученику Епифанию на Богоматерь. Нижнее Богоматери, на кафедре, Роман Сладкопевец и чудо, произошедшее с ним. Композиция по-новгородски вертикально делится на три части, как бы представляя храм в разрезе и в то же время на иконе храм показан с фасада, как бы стоящим на втором плане, что составляет устойчивую традицию суздальских, а затем и московских икон.
-
Спас Нерукотворный, с праздниками и Чудом о Флоре и Лавре
Центр композиции занимает изображение Спаса Нерукотворного.