Праздник Благовещения установлен в память важнейшего евангельского события: возвещения Архангелом Гавриилом благой вести Деве Марии о предстоящем рождении ее Божественного Сына – Иисуса Христа. Благовещение – один из наиболее почитаемых христианских праздников, входящих в число двунадесятых, отмечается 25 марта/ 7 апреля.

Евангелист Лука сообщает (Лк.1, 26-38), что в шестой месяц после зачатия праведной Елисаветой св.Иоанна Предтечи архангел Гавриил был послан от Бога в г. Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостной вестью о том, что от Нее родится Спаситель мира. Войдя к Ней, Гавриил сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария смутилась от ангельского приветствия и размышляла о его значении, Гавриил же продолжил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца». Мария в недоумении спросила, как исполнение этого обещания совместимо с соблюдением избранного Ею девственного образа жизни: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел ответил Ей, что воплощение Сына Божия будет совершено чудесным действием Святого Духа: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Тогда Мария со смирением сказала: «Cе, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». И отошел от Нее ангел.

Апокрифы (II век) - «Протоевангелие Иакова» и «Книга о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя» («Евангелие псевдо-Матфея»), сообщают, что Пресвятая Дева услышала архангельское благовестие сначала у колодца или источника, куда Она пошла за водой, а затем в доме, где Она, согласно выпавшему Ей жребию, пряла завесу или ковер для иерусалимского храма. Апокрифическое предание нашло свое отражение в иконографии праздника.

Иконография Благовещения весьма разнообразна, насыщена деталями и имеет отличающиеся друг от друга изводы: на одних иконах Дева Мария изображена сидящей за пряжей в доме Иосифа, на других Архангел Гавриил благовествует Ей у колодца. Икона XII века «Благовещение Устюжское» представляет и Архангела и Богородицу без каких-либо лишних деталей на ровном золотистом фоне. В XVII-XVIII веках под влиянием западноевропейских образцов художники часто изображают Богоматерь встречающей Ангела за чтением книги пророка Исайи, (иногда видны слова: «Се Дева во чреве примет» (Ис.7:14)., сама же обстановка и архитектурный фон сцены становятся более пышными и сопровождаются обилием декоративных деталей.

Наиболее устойчивым иконографическим изводом становится Благовещение с рукоделием. Прядение, в церковном толковании, сопоставляется с зарождением во чреве Девы плоти Сына Божиего. Мария восседает на троне с веретеном в руках, справа ей предстоит крылатый Ангел с посохом или слетает к Ней сверху. Этот иконографический тип разрабатывается художниками в течение столетий и хорошо известен по более поздним изображениям. Изображения отличаются друг от друга трактовкой архитектуры, деталями, обстановкой, символами, позами и жестами Богоматери и Архангела. Различные жесты Марии передают разные оттенки ее душевного состояния: ее руки могут быть смиренно сложены в молитве, а также выражать сомнение, когда кисть одной руки прижата к груди, а другая открыта в сторону Гавриила.

Параллельно с раннехристианских времен получили распространение образы «Благовещения у источника (кладезя)», основанные на указанных апокрифических преданиях. Н.В. Покровский в своем фундаментальном труде «Евангелие в памятниках иконографии» называет такие изображения «Предблаговещением», поскольку в них изображается не собственно Благовещение, а момент, ему предшествовавший.

Архитектурная обстановка в сценах Благовещения появляется уже в раннехристианское время. Изображаемая архитектура изначально обозначала место действия, дом праведного Иосифа, однако со временем она получила свое символическое истолкование. Архитектурный фон стал соотноситься с образами ветхозаветного Иерусалимского храма и Церкви Нового Завета, торжество которой предвосхищается в момент Боговоплощения. Сама Богоматерь прославляется как «одушевленный храм», где обитает Господь.

Следует особо отметить, что Благовещение традиционно присутствует в верхней части Царских врат иконостаса. Врата являются одним из символов Богоматери, образом, встречающимся в ветхозаветном пророчестве Иезекииля об обращенных на восток «заключенных» дверях, которыми входит Господь. Благовещение изображалось на древних Царских вратах в различных иконографических вариантах.

Хотя изображения Благовещения присутствуют в раннехристианском искусстве, тем не менее, можно с большой степенью вероятности утверждать, что установление особого праздника Благовещения произошло не ранее IV века. Открытие святой Еленой в начале IV века святых мест земной жизни Господа Иисуса Христа и начатое строительство храмов на этих местах (в частности, в Назарете, где, по преданию, находился дом Иакова, была построена базилика) вызвали рост интереса к событию Рождества Христова и тайне Воплощения.

Изображения, трактуемые как Благовещение, встречаются уже в росписях катакомб (Присциллы, вторая половина II – первая половина III веков, Петра и Марцеллина, вторая половина III – первая половина IV веков, Новое кладбище на Виа Латина, середина IV века). Как Благовещение интерпретируется сцена, где юноша, рука которого протянута вперед, стоя перед сидящей в кресле женщиной, обращается к ней с речью. Старейшее изображение сцены Благовещения в русском искусстве - мозаики на двух столбах Софийского собора в Киеве (около 1040 года).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Апокрифы древних христиан. СПб., 1992.

2. Н. В. Квливидзе Богородица // Православная энциклопедия. Том V. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002 .

3. Н. В. Квливидзе Благовещение Пресвятой Богородицы // Православная энциклопедия. Том V. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002.

4. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. СПб., 1914-1915. В 2 Т.

5. Благовещение Пресвятой Богородице. Служба на праздник Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, с приложением минейных сказаний, избранных статей, объяснительных примечаний и нотных песнопений. М.: Синодальная типография, 1902.

6. Л. А. Щенникова «Благовещение Устюжское» икона Божией Матери // Православная энциклопедия. Том V. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002 .

7. Отто Демус Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии. М., 2001.

8. Don Denny The Annunciation from the Right from Early Christian Times to the Sixteenth Century. New York: Garland Publishing, 1977.

9. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001.

10. Сарабьянов В.Д. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. М., 2002.

11. Данилова И.Е. О византийской иконе XIV века «Благовещение» из ГМИИ им. А.С. Пушкина // Античность. Средние века. Новое время. М., 1977.

12. Щенникова Л.А. «Благовещение Устюжское» // Благовещенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования. М., 1999. С. 246–263.

13. Сперовский Н.А. Старинные русские иконостасы. Происхождение их и разбор иконографического содержания // Высокий русский иконостас. М., 2004.

14. Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство Х – начала XV века. Каталог собрания. М., 1995.

15. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

16. Липатова С.Н. Иконография праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Интернет-ресурс: pravoslavie.ru