Новозаветная Троица – особый вариант изображения Триединого Божества: Отца, Сына и Святого Духа – основывается на евангельских словах Христа: «Я и Отец одно» (Ин. 10: 15), «видевший Меня, видел Отца» (Ин. 14: 9). Таким образом, здесь можно сказать, мы на Отца смотрим через Сына («Сын есть Образ Отца»). Три ипостаси Святой Троицы символизируют: Бога Отца – седобородый Старец («Ветхий денми»), Бога Сына, Христа – средовек, Святого Духа – голубь. В нимбе Ветхого Денми те же буквы, которые пишутся в нимбе Спасителя, означающие «Сущий», но сам нимб может быть не круглым, а треугольным или восьмиконечным.

В зависимости от взаимного расположения фигур различаются несколько иконографических вариантов. Композиция Сопрестолие содержит фронтальное изображение двух фигур на престолах, иногда на облаках. В основу этого изображения легло стремление изобразить Господа Иисуса Христа по вознесении Его, восседающего одесную (то есть по правую руку от) Отца. Изображение Бога Отца помещают обычно в правой части иконы в образе старца, сидящего на престоле или на облаках в царственных одеждах. В левой руке Он держит державу, а в правой, иногда вместе с Христом, – Шар Вселенной, увенчанный крестом. Правой рукой Он обычно благословляет Христа. Христос предстает в своих традиционных одеждах. Вверху Святой Дух в образе голубя. Иногда престол для Христа свободен, а Он приближается к нему в день Вознесения.

Иконографический вариант с изображением склоненных друг к другу фигур получил название «Предвечный совет». В композиции «Отослание Христа на землю» Бог-Отец благословляет Христа. Примеры всех этих вариантов ранее XVI века неизвестны в русском искусстве, впервые их можно видеть на фасадах Успенского собора Московского Кремля и части большой композиции Страшного суда в том же соборе (1513-1515 – 1642-1643 годов). Встречаются они также в интерьерах многих русских храмов XVII – XX веков, а также на отдельных иконах. Наиболее древним, но не ранее начала XV века считается вариант Новозаветной Троицы, получивший название «Отечество» (ГТГ), где у Бога Отца, изображенного Старцем, на коленях сидит Спас-Эммануил – Спаситель, изображенный в младенческом или отроческом возрасте. Над ними Святой Дух в виде голубя.

Подобные изображения встречаются в романском искусстве Западной Европы: миниатюра Утрехтской Псалтири Х века – один из ранних примеров, в Византии в прикладном искусстве или в рукописях, например, миниатюра из Нового Завета XII века, хранящаяся в Венской национальной библиотеке.

В XVI веке, судя по сохранившимся на иконах надписям, образ Сопрестолие мог именоваться словами пасхального тропаря «Во гробе плотски»; «На престоле бяше со Отцем и Святым Духом», заимствованным из 109 псалма стихом «Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу вся враги Твоя подножие ногам Твоим». Первый вариант надписи, помимо известной «Четырехчастной» иконы из Благовещенского собора Московского Кремля, дающей развернутую иллюстрацию тропаря, можно видеть на московской иконе «Триодь постная» (ГТГ, инв. № 24839), где образ Троицы Новозаветной включается в композицию Страшного суда. На иконах «Символ веры» изображение восседающих на сопрестолии Иисуса Христа и Господа Саваофа относится к словам: «и восшедшего на небеса, и седяща одесную Отца».

День Святой Троицы празднуется в воскресенье на 50-й день после Пасхи.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. М., 1963.

2. Ретковская Л. С. О появлении и развитии композиции «Отечество» в русском искусстве XIV–XVI веков // Древнерусское искусство XV – начала XVI веков [т. 1]. М., 1963.  С. 235–262.

3. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. М.. 1989.

4. Инок Григорий Круг. Мысли об иконе. Париж, 1978.

5. Попов Г. В., Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV – XVI вв. М., 1979.

6. Дьяченко О. А. Образ Троицы Новозаветной в русском искусстве XVI в. Интернет-ресурс

7. Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М., 1976.