Икона Божией Матери «Знамение» – древний чудотворный образ Богородицы. Икона двусторонняя, выносная. С лицевой стороны находится поясное изображение Богоматери с поднятыми в позе моления руками, на Ее груди в медальоне полуфигура Христа Эммануила. Правой рукой Спаситель благословляет, в левой – держит свиток. На полях иконы изображены в рост святые Георгий и Иаков Перский, и отшельники Петр Афонский и Онуфрий (Макарий Египетский?). По мнению реставраторов, первоначальная живопись сохранилась частично только на одеждах Богоматери и на фоне медальона. Образ поновили в XVI веке.

На оборотной стороне справа святой старец, слева святая жена в молитве предстоят Иисусу Христу, изображенному в верхней части в полукруге. Спаситель благословляет их двумя руками. Святые изображены в полный рост, а Иисус Христос – по пояс. Первоначальный фон не сохранился, поздние надписи именуют святых апостолом Петром и мученицей Натальей. Исследователи, однако, предполагают, что это изображения святых Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Богородицы. Между фигурами святых – два маленьких отверстия для мощей. На верхнем поле изображен престол, на нем лежит закрытое Евангелие, на котором белый голубь – символ Святого Духа. За престолом возвышается высокий восьмиконечный крест. Слева и справа от престола – плохо сохранившиеся поясные изображения архангелов. В верхней части левого и правого поля располагаются святые жены в рост, в нижней части – меньшего размера фигуры Климента, папы Римского, и Николая Мирликийского. По мнению реставраторов, живопись средника оборота за исключением фона является древней, также как и изображения двух святых жен на полях (поздние надписи называют их святыми мученицами Екатериной и Евдокией). Опираясь на исторические источники, Э. С. Смирнова считает, что икона была создана во второй трети XII века. Вопрос о датировке изображений на верхнем поле не решен. Святители Климент папа Римский и Николай Мирликийский написаны в XVI - XVII веке. В. Н. Лазарев видит в этой иконе отражение местной новгородской художественной традиции.

Самое раннее свидетельство об иконе сохранилось в Первой Новгородской летописи. В ней сообщается, что новгородцы 25 февраля 1170 года победили войско суздальцев, осаждавших Новгород, «силою крестною и святою Богородицею». Более подробный рассказ о чуде содержится в рукописи пергаменной праздничной Минеи XIV века из Софийского собора. Текст озаглавлен «Слово о знамении святой Богородицы в год 6677 (1169)». В нем рассказывается о том, как князь Андрей Боголюбский разгневался на новгородцев за то, что они не позволили собрать дань с Двинской земли, которая раньше находилась под властью Новгорода, но решила перейти под власть суздальского князя. Князь Андрей собрал большое войско и отправил его на осаду Новгорода. «Во вторую же ночь осады, когда святой архиепископ Иоанн стоял на молитве … в ужасе услышал он голос, говоривший так: «Иди в церковь святого Спаса на Ильину улицу, и возьми икону святой Богородицы, и вынеси ее на острог». Образ вынесли на укрепления. Когда же суздальцы пошли на приступ «и полетели на город стрелы, словно дождь проливной. Тогда икона по Божиему соизволению обратилась ликом к городу, и увидал архиепископ текущие слезы от иконы, и подставил он под них фелонь свою». И тогда полки нападавших покрыла тьма, напал на воинов «трепет и ужас, и ослепли все, и начали биться меж собой. Увидев это, новгородцы вышли в поле и одних перебили, а других захватили в плен».

С этим сказанием связано название иконы «Знамение», которое впервые соотносится с образом в новгородских источниках конца XV века, в то же время в московских текстах подобные иконы в XVI веке именуются «Богоматерь Воплощение». Повсеместно термин «Знамение» закрепляется за данным иконографическим изводом в XVII веке.

В византийском искусстве изображения Богоматери с Младенцем Христом в медальоне известны с конца VI – начала VII века, но окончательно иконографический тип, к которому принадлежит икона Богоматерь «Знамение», складывается в Константинополе около середины XI века. Эту иконографию соотносят с пророчеством Исайи о Боговоплощении: «...Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7: 14). Э. С. Смирнова связывает возникновение икон подобного рода с чудотворными образами из Влахернского храма, в котором хранились риза и пояс Богородицы. С этими реликвиями связано почитание Богоматери как заступницы, защитницы, покровительницы города, дарующей победу над врагом.

До революции чудотворный образ хранился в Знаменском соборе Знаменского монастыря. В 1930-х годах икона была передана Новгородскому музею, с 1991 года она находится в Софийском соборе.

Первоначальная реставрация иконы проводилась в двадцатых годах XX века, окончательное раскрытие всех участков живописи XII века осуществлено в ГНИИ реставрации в 1980-х годах Г. З. Быковой (лицевая сторона) и Ю. А. Рузавиным (оборот).

К этому иконографическому изводу принадлежат также другие чудотворные иконы, получившие названия по месту их обретения и прославления: Курская-Коренная, Серафимо-Понетаевская, Абалакская, Мирожская и др.

Празднование в честь иконы Божией Матери «Знамение» совершается 10 декабря (27 ноября по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Смирнова Э. С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: Некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в. // Древнерусское искусство: Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 288–310.

2. Квливидзе Н. В. «Знамение» Новгородская икона Божией Матери. // Православная энциклопедия. Том XX. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — С. 271–277

3. Нарциссов В. В. Богоматерь Знамение. Мученица Ульяна. // Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV веков. Каталог собрания. Том 1. — М., 1995. №11.

4. Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. — М.; Л., 1947. — С. 44–45.

5. «Слово о знамении святой Богородицы в год 6677 (1169)». // Рукопись пергаменной праздничной Минеи XIV в. из Софийского собора — РНБ, Софийское собрание, № 396, лл. 1 об. – 4 об. Подготовка текста, перевод и комментарии Л. А. Дмитриева.

6. Макарий, архимандрит. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. — М., 1860. Ч.2. — С. 58–61.

7. Кондаков. Иконография Богоматери. — 1915. Т. 2. — С. 193–196;

8. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода: XV в. — М., 1982.