Событие, в честь которого установлено празднование, впервые упоминается в апокрифическом Протоевангелии Иакова. У благочестивой семейной пары Иоакима и Анны долгое время не было детей, что в иудейской традиции расценивалось как знак греховности или Божиего неблаговоления к супругам. В один из иудейских праздников Иоаким хотел принести дары для жертвоприношения в Иерусалимском храме, но был остановлен неким Рувимом, сказавшим Иоакиму, что он не может приносить дары первым, так как «не произвел потомства Израилю». Опечаленный этим, Иоаким ушел в пустыню и, поселившись в шатре, решил провести в посте и молитве 40 дней и ночей, ожидая, «пока Господь не снизойдет» к нему. Анна также предалась скорби, которая усилилась из-за оскорблений, нанесенных ей служанкой по имени Иудифь. Однако, не теряя надежды, Анна продолжала молиться Богу о даровании ребенка по примеру праведных Авраама и Сарры, родоначальников еврейского народа. Явившийся Ангел возвестил Анне: «...Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». В ответ Анна обещала посвятить дитя Богу. Одновременно она узнала о возвращении ее мужа, которому также было откровение через Ангела о рождении ребенка. Эти события легли в основу праздника Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы и иконографии Встречи Иоакима и Анны у Золотых ворот (Зачатие Анны).

Самыми ранними свидетельствами установления праздника являются канон преподобного Андрея Критского (умер в 740 году), проповедь на этот праздник Георгия Никомидийского (IX век) и гомилия Иоанна Эвбейского (умер около 744 года). Однако, как отмечает Иоанн, праздник Зачатия в его время еще не был известен повсеместно. Дата праздника, вероятно, была вычислена на основании даты праздника Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября). В 1166 году император Мануил I Комнин присоединил праздник к числу тех, в которые запрещено работать.

На иконах Зачатия Иоаким и Анна представлены в полный рост, устремленными навстречу друг другу. Их руки сомкнуты в объятиях, лики соприкасаются. В архитектурное окружение композиции с видом города с воротами и храмом, особенно в русской иконописи с XVI века, может вводиться изображение ложа, а в верхней части справа и слева соответственно фигурам Иоакима и Анны – сцены благовестия. Этот тип извода встречается на иконах конца XVI века из Зачатьевской церкви села Лопасня (ныне г. Чехов Московской области) (икона в собрании Музея им. Андрея Рублева), и второй половины XVI века (икона в собрании Костромского музея – КГОИАМЗ).

Композиция Зачатия Пресвятой Богородицы (Встреча Иакова и Анны у Золотых ворот) встречается в протоевангельских циклах с сюжетами на события, предваряющие Рождество Богородицы до Введения Ее во храм: рельефные изображения на колонках кивория в церкви Сан-Марко в Венеции (XIII века, выполнены по иконографическому образцу VI века), фрески церкви Иоакима и Анны в Кызылчукуре (850-860), придел Иоакима и Анны в Софийском соборе в Киеве (1040-е годы), собор Мирожского монастыря в Пскове (1140-е годы). В книжной миниатюре Встреча у Золотых ворот встречается в Минологие Василия II (976–1025 годы). В русской иконописи сцена Зачатия Пресвятой Богородицы входит в состав клейм икон Божией Матери или Богородичных праздников, иконы получили особое распространение в русском искусстве XV-XVI веков.

Празднуется 22 декабря (9 декабря по ст.ст.).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Апокрифы древних христиан. СПб., 1992.

2. Шевченко Э.В. Иоаким и Анна. Иконография. // Православная энциклопедия. Том XXIII.  М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010.  C.172-184.

3. Макаров Е. Е., Ткаченко А. А. Зачатие Праведной Анной Пресвятой Богородицы. // Православная энциклопедия. Том XIX.  М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009.  C.713-715.

4. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. СПб., 1914-1915. В 2 т.

5. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

6. О Тебе радуется. Русские иконы Богоматери XVI – начала XX веков: Каталог выставки. М., 1995. Кат. №1.

7. Византия, Балканы, Русь. Иконы конца XIII – первой половины XV веков: Каталог выставки к XVIII Международному конгрессу византинистов. Авг.-сент. 1991 / ГТГ. М., 1991. Кат. № 75.

8. Синай. Византия. Русь: Православное искусство с VI до начала ХХ веков: Каталог выставки / Монастырь Св. Екатерины на Синае, Фонд Св. Екатерины, ГЭ. СПб., 2000.

9. Логвин Г. Н. Собор Святой Софии в Киеве. Киев, 2001. С. 117. Ил. 70, 205.