Феодоровская икона Божией Матери – выносная двусторонняя икона XIII века из Костромы, получает повсеместное почитание в XVII веке. В 1613 году этой иконой благословлен на царство Михаил Феодорович Романов, событие означало становление новой русской монархической династии. С этого времени икона начинает называться Феодоровской по городскому собору Феодора Стратилата в Костроме, где она находилась, и о ней составляется Сказание.

Большинство икон с клеймами Сказания о Феодоровской иконе Божией Матери включает цикл из 18 – 20 клейм, но встречаются и сокращенные варианты. В первом клейме великомученик Феодор Стратилат приносит икону Богоматери из Городца в Кострому. В следующих клеймах рассказывается история обретения образа: костромской князь Василий Квашня на охоте увидел на сосне икону Богоматери, он пытался достать икону, но она осталась неподвижной. Князь молился перед иконой и возвратился в город с вестью о явлении иконы. Следующие клейма подробно показывают историю перенесения Феодоровской иконы в Кострому: князь сообщил весть о явлении иконы протопопу, который возглавил крестный ход к месту явления образа, подойдя к образу, люди опустились перед ней на колени в молении, и крестным ходом перенесли ее в Кострому и поставили в церкви Феодора Стратилата. Далее жители Городца узнали свою чудотворную икону в Костроме. Потом изображен пожар в церкви, после которого икона осталась невредимой. В следующих клеймах изображено чудесное спасение жителей Костромы от нашествия татар, ослепленных сиянием от иконы. История заканчивается строительством Успенского собора и перенесением туда чудотворного образа.

Иконы с клеймами Сказания о Богоматери Феодоровской известны с 1680-х годов. Иконография клейм разработана ведущим костромским иконописцем этого времени Гурием Никитиным Кинешемцевым, которому приписывается самая ранняя из таких икон.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Комашко Н.И., Каткова С.С. Костромская икона. Свод русской иконописи. М., 2004.

2. Бусева-Давыдова И.Л. Икона «Богоматерь Феодоровская» // И по плодам узнается древо. Русская иконопись XV – XX веков из собрания Виктора Бондаренко. М., 2003. С. 417–422.

3. Нечаева Т.Н. «Сказание о Феодоровской иконе» первой трети XVII века: Местная легенда и литературный текст // Герменевтика древнерусской литературы. М., 1994. С. 140–164.

4. Масленицын С.И. Икона Богоматери Феодоровской 1239 года // Памятники культуры. Новые открытия. М., 1977. С. 155–166.

5. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых Православной Церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображением в тексте праздников и икон Божией Матери. Ярославль, 2000.

6. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. В 2 Т.

7. Антонова В.И., Мнёва Н.Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

8. Великие и чудотворные / Сост. В.Е. Суздалев. Нижний Новгород, 1993.

9. О тебе радуется. Русские иконы Богоматери XVI – начала XX веков. Кат. выст. М., 1995.

10. Слово и образ. Русские житийные иконы XIV – начала XX века. М., 2010.