В основе иконографии «Спаса в Силах» лежит текст видения пророка Иезекииля (Иез. 1: 4–28, 10: 1–22), а также сходные по содержанию видения пророка Исайи (Ис. 6: 1–4) и Иоанна Богослова (Откр. 4: 2–9).
Христос восседает на престоле, правая рука благословляет, левой рукой Он поддерживает раскрытое Евангелие. Фигура Спасителя окружена славой в виде ромбов и широкой овальной сферой. Внутренний ромб красного цвета с вогнутыми сторонами, он вписан в сферу зеленовато-синюю, заполненную изображениями херувимов и серафимов. Сфера в свою очередь наложена на красный четырехугольник с вогнутыми сторонами, в углах которого изображены четыре апокалиптических существа (символы евангелистов): ангел, орел, лев и телец. Сквозь внутренний ромб и сферу проступают очертания трона. Ноги Христа опираются на подножие, утвержденного на «престолах» – ангельских силах в виде крылатых колес, усыпанных глазами.
В современной науке существуют несколько интерпретаций иконографии Спаса в силах. Наиболее убедительным принято считать эсхатологическое истолкование образа и признание в качестве иконографического источника византийских апсидальных росписей V – X веков, хотя существует мнение о западном источнике иконографии. Форма славы истолковывается как образ мироздания, где внешний красный ромб с монохромными изображениями символов евангелистов по углам обозначает землю, синий овал (сфера) с серафимами и «престолами» – небесную сферу, внутренний красный ромб – огонь по тексту видения Иезекииля. Существуют и другие толкования внутреннего красного ромба: образ кристалла как славы Бога, о котором сообщается в Апокалипсисе, и образ самого престола Господа. С середины XV века наиболее распространенной надписью на Евангелии становятся объединенные тексты от Иоанна и Матфея (Ин. 7: 24; Мф. 7: 2), которые связывались с ожиданиями Страшного Суда.
Изображения Христа во славе, в окружении небесных сил и четырех апокалиптических существ, иллюстрирующие ветхозаветные эсхатологические видения и тексты Апокалипсиса, были широко известны с раннехристианских времен и получили широкое распространение в средневековом искусстве Запада. Однако окончательное сложение иконографии «Спаса в Силах» произошло, по-видимому, именно на Руси, где с появлением на рубеже XIV – XV веков высокого иконостаса эта композиция становится преобладающей формой средника деисусного чина. Образцом для многих русских иконописцев стала икона 1408 – 1410 годов из Владимирского Успенского собора, предположительно созданная преподобным Андреем Рублевым. Наиболее раннее произведение на этот сюжет сохранилось в составе деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля (конец XIV век), авторство которого приписывается Феофану Греку.
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
1. Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV – XVI вв. Каталог собрания ЦМиАР. Выпуск I. М.: Индрик, 2000.
2. Дионисий «живописец пресловущий». М.: Северный паломник, 2002.
3. Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966.
4. Лазарев В. Н. Московская школа иконописи. М., 1971.
5. Смирнова Э. С. Московская икона XIV – XVII веков. Л., 1988.
6. Вздорнов Г. И. Феофан Грек: творческое наследие. М., 1983.
7. Щенникова Л. А. О происхождении древнего иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. // Советское искусствознание. М., 1982.
8. Щенникова Л. А. Деисусный чин со «Спасом в силах» (Истоки иконогарфии). // Благовещенский собор Московского Кремля.: материалы и исследования. М., 1999
9. Попов Г. В. Художественная жизнь Дмитрова в XV – XVI вв. М., 1973.
10. Попов Г. В., Рындина А. В. Живопись и прикладной искусство Твери XIV – XVI вв. М., 1979.
11. Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог собрания. Том 1. М., 1995.
12. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.
13. Качалова И.Я., Маясова Н.А., Щенникова Л.А. Благовещенский собор Московского Кремля: К 500-летию уникального памятника русской культуры. М., 1990. С. 70–74.
14. Zwischen Himmel und Erde. Moskauer Ikonen und Buchmalerei des 14 – 16. Jahrhunderts. Ausstellung. Katalog. Frankfurt am Main. 1997. Kat.№ 28. S.166–170.
15. Рыбаков А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII – XVIII веков. М. 1995. Кат. № 182.
16. Византия, Балканы, Русь. Иконы конца XIII века – первой половины XV века: Каталог выставки к XVIII Международному конгрессу византинистов. Август–сентябрь 1991 / Государственная Третьяковская Галерея. М., 1991. Кат. № 65/5. С. 237–239.
17. Иконы из частных собраний. Русская иконопись XIV – начала XX века. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Каталог выставки. М., 2004. С. 47, 200.
18. Иконы Владимира и Суздаля. М.: Северный паломник, 2006.