Спас «Благое молчание» - иконографический образ Спасителя в виде крылатого ангелоподобного отрока со скрещенными на груди руками, иногда облаченного в саккос и митру. В памятниках XVII-XVIII веков над головой Спасителя появляется нимб с восьмиконечным сиянием.

В образе «Благое молчание» воплотились идеи жертвенности (юный облик, жест скрещенных рук) и священнического достоинства (облачение) Христа. Ангельский облик и крылья указывают на посланничество Христа и роднят этот образ с изображением Иисуса Христа Ангела Великого Совета.

Формирование иконографии относится к XIV-XV векам и связано с изобразительным искусством Греции, Афона и Балкан. На Руси изображение Спаса «Благое молчание» появляется в монументальной живописи в конце XV века. Например, в этой иконографии Спаситель изображается на фреске алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля над входом в жертвенник в ряду полуфигур преподобных (около 1482 или 1514-1515 года). Этот образ получил широкое распространение в памятниках XVII века.

Особое развитие иконография Спаса «Благое молчание» получила в XVIII-XIX веках в иконописи и прикладном искусстве старообрядческих художественных центров, ориентировавшихся на старые образцы - иконы, писанные на дереве, и меднолитые наперсные образки. Сохранилось большое число произведений поморского литья, вышедших из мастерских литейщиков, работавших в Выголексинском общежительстве. Многочисленные упоминания об иконах Спаса «Благое молчание» имеются в описях скитов Нижегородской губернии середины XIX века. Немалое количество таких икон, отнятых у старообрядцев, находилось на хранении в архиве Синода.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Пивоварова Н. В. «Благое молчание» // Православная энциклопедия. Том V. М., С. 313-314.

2. Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник. СПб., 1905. Т. 1. С. 68.

3. Припачкин И. А. Иконография Господа Иисуса Христа. М., 2001.

4. Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб., 1996.

5. Энциклопедия православной иконы. Основа богословия иконы. / По благ. архиеп. Могилёвского и Мстиславского Максима. СПб., 2002. С. 105.