Спас Эммануил (с древнееврейского «с нами Бог») – один из иконографических типов изображения Христа, представляющего Его в отроческом возрасте. Название иконографии основано на тексте ветхозаветного пророчества Исайи, которое исполнилось в Рождестве Христовом: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» (Ис. 7: 14). По мнению Л.И. Лифшица, иконография Эммануила относится к символическим изображениям Спасителя и представляет Его как жертвенного агнца.

Название Эммануил относится к любым изображениям Христа-отрока, как самостоятельным, так и в составе композиций, например, Богоматерь с Младенцем (Ярославская Оранта, около 1218 года, Третьяковская галерея), где Спас Эммануил изображен в медальоне на лоне Богоматери, Собор Архангелов, Отечество (XIV век, Третьяковская галерея) и других.

В русской иконописи Спас Эммануил чаще встречается в оплечном варианте изображения – например, в среднике трехчастного «Ангельского» деисуса, написанного около 1190 года, в собрании Третьяковской галереи. Особое распространение небольшие иконы Спаса Эммануила приобрели в XVI веке.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М., 1971. Илл. 62.

2. Антонова В.И., Мнёва Н.Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963. М., 1963.

3. Лифшиц Л.И. «Ангельский чин с Эммануилом» и некоторые черты художественной культуры Владимиро-Суздальской Руси // Древнерусское искусство. Художественная культура Х – первой половины XIII в. М., 1988. С. 211–230.

4. Этингоф О.Е. Византийские иконы X – первой половины XIII века в России. М., 2005.

5. Иконы Успенского собора Московского Кремля. XI – начало XV века. М., 2007.

6. Иконопись из собрания Третьяковской галереи. М., 2006.