Употребление названия образа «Вседержитель» в отношении Иисуса Христа известно по памятникам византийского, балканского и древнерусского искусства. В наиболее распространенном варианте иконографии Христос представлен фронтально, по пояс, благословляющим правой рукой и держащим Евангелие в левой.

Подобные изображения известны, как указывает Н. В. Покровский, по крайней мере, с IV века. Иконография складывается, по утверждению некоторых исследователей, под влиянием позднеантичного императорского портрета. Надпись на греческом языке «Вседержитель» («Пантократор») появляется в VI веке.

Н.П. Кондаков связывает появление этой иконографии с распространением апокалиптических сюжетов в византийских мозаиках IV-VI веков, где Иисус Христос изображался как судия мира среди ангелов, «трубными гласами» возвещающих Второе Пришествие. Иногда вместо Спасителя изображался «Уготованный престол Его». Позднее в аналогичных композициях стали использовать изображение Иисуса Христа в иконографическом типе Вседержителя. Известна равеннская мозаика середины VI века на триумфальной арке церкви Сант Аполинаре ин Классе, где тема Второго Пришествия раскрывается изображением в медальонах Спаса Вседержителя и четырех апокалиптических животных.

Образ Вседержителя можно соотнести с текстом из Откровения Иоанна Богослова: «И от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею… слава и держава во веки веков, аминь. Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око… Я есмь Алфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть, и был, и грядет, Вседержитель». (Откр.I, 5-8). «И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий». (Откр.IV, 2). «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями… И один из старцев сказал…: вот, лев, от колена Иудина, корень Давидов, победил и может раскрыть книгу, и снять семь печатей ее». (Откр. V, 4-5). Данная иконография изображает Иисуса Христа как Небесного Царя и Судию. «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его». (Откр.XXII, 7).

Встречаются поясные и ростовые изображения Спаса Вседержителя, также Спаситель может восседать на престоле. Евангелие бывает открытым или закрытым. Иногда вместо Евангелия Христос держит свиток. Кроме того, возможны различия в написании благословляющей десницы (у груди или отведенной в сторону, жест обращен вовне или к себе) и перстосложения.

В монументальной живописи этот образ получил особое значение в послеиконоборческий период. Его стали помещать в куполе, важнейшем месте в системе храмовой росписи. О значении образа в это время известно из Слова святителя Фотия, патриарха Константинопольского (858-867; 877-886 гг.), сказанного им на освящении одной из константинопольских церквей: «Он (Христос) как бы обозревает землю и обдумывает ее украшение и устройство». Господь Вседержитель, Царь Небесный, окруженный свитой архангелов в лоратных одеждах, представлен в куполе собора Святой Софии в Киеве (1037-1045 гг.).

Поясные иконы Господа Вседержителя обычно являются средником Деисусного чина. Например, Спас из Звенигородского чина Андрея Рублева (около 1400 г., ГТГ). С XV века на русских иконах этой иконографии на страницах раскрытого Евангелия появляется текст: «Придите ко Мне, вси труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы» (Мф XI, 28), впервые отмеченный на иконе «Спас на престоле» XIV века из собрания ГТГ.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник. Т.1: Иконография Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб, 1905.

2. Покровский Н. В. Очерки памятников христианского искусства и иконографии. СПб, 1910.

3. Припачкин И. А. Иконография Господа Иисуса Христа. М., 2001.

4. Квливидзе Н.В. Господь Вседержитель // Православная энциклопедия. Том XII. М., 2006. С. 179-181.

5. Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог Собрания. М., 1995.

6. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

7. Попов Г.В., Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV-XVI вв. М., 1979.

8. Бусева-Давыдова И. Л. «Бог посреди него»: о редкой иконографии Спаса Вседержителя. Интернет-ресурс.