«Моление великомученицы Екатерины о народе» («Моление великомученицы Екатерины перед Спасителем») – изображение святой Екатерины в молении перед казнью. В этом иконографическом варианте великомученица представлена в рост в повороте влево в молитвенной позе со свитком в руке. Она обращается к Спасителю, который размещается в верхней части композиции в небесном сегменте. На свитке святой Екатерины написаны слова из ее предсмертной молитвы. Рядом со святой располагается изображение воина с мечом, который приготовился свершить казнь. В некоторых случаях в композицию включены фигуры, припадающие к ногам великомученицы в молении.Иногда сцена разворачивается на фоне условного изображения крепости. Одни исследователи отождествляют эту крепость с монастырем на Синае, в котором находились мощи святой Екатерины, а другие – с Александрией Египетской – городом, где святая пострадала.
Литературной основой сюжета является текст Жития великомученицы, включенный митрополитом Макарием в середине XVI века в Великие Четьи Минеи, который повествует о том, что святую Екатерину к месту казни сопровождало множество людей. Великомученица, видя вокруг себя плачущих женщин, попросила воинов дать ей возможность помолиться перед смертью. Воины разрешили, и тогда Екатерина воздела руки к небу и стала просить Спасителя о даровании всем, сопереживающим ей, земных благ при жизни. А тому, кто в час исхода души его, когда за душой придут ангелы, помянет ее имя, святая просила оставить все грехи.
Изображения этого сюжета появляются в русской иконописи в начале XVI века и не известны в византийском и поствизантийском искусстве. Композиция встречается в средниках житийных икон и на отдельных иконах. По мнению В.А. Меняйло, распространение подобных изображений связано с почитанием великомученицы Екатерины на Руси как заступницы при «исходе души». Формирование иконографии, возможно, проходило под влиянием изображений Богоматери в типе «Моление о народе». Ранним примером изображения этого сюжета является икона из собрания М.Е. Елизаветина «Моление великомученицы Екатерины о народе, с житием» 30-40-х годов XVI века.
День памяти святой великомученицы Екатерины – 7 декабря (24 ноября по старому стилю).
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
3. Меняйло В.А. Агиология великомученицы Екатерины на Руси в XI – XVII вв. // ИХМ. 2000. Вып. 4.
4. Иконы из частных собраний: Русская иконопись XIV – начала XX в.: Кат. выст. М., 2004.
5. Шесть веков русской иконы: Новые открытия: Выставка из частных собраний к 60-летию ЦМиАР. М., 2007.
6. Большаков С.Т. Подлинник иконописный. М., 1903.