Несмотря на то, что земная жизнь апостолов была очень разной, на многих иконах апостолы Петр и Павел изображаются вместе, как первоверховные апостолы. Согласно преданию, они претерпели мученическую кончину в один день – 12 июля (29 июня по старому стилю). По приказу императора Нерона апостол Петр был распят на кресте, а Павел был обезглавлен. Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. В истории Русской Церкви почитание апостолов началось с Крещением Руси. По церковному Преданию, равноапостольный князь Владимир привез из Корсуни икону апостолов Петра и Павла. Древнейшая парная икона апостолов Петра и Павла середины XI века происходит из Софийского собора в Новгороде. Образы с житийным циклом получают распространение с середины XVI века. Житийные иконы, посвященные только одному из апостолов, практически не встречаются.

Житийные сведения об апостоле Петре присутствуют во всех четырех канонических Евангелиях и в Книге Деяний апостолов, где также описана миссионерская деятельность апостола Павла, биографические сведения о котором содержатся в его многочисленных посланиях. Помимо канонических текстов, на Руси получило распространение переводное сочинение «Деяния апостолов Петра и Павла», возникшее в раннехристианские времена во II – III веках. Изложенные в нем события продолжают Книгу Деяний святых апостолов и охватывают миссионерскую деятельность апостолов и их мученическую кончину. Его текст сохранился в разных редакциях, житийные циклы чаще всего иллюстрируют один из вариантов Деяний.

Древнейшая икона с житием Петра и Павла (середина XVI века) в древнерусском искусстве происходит из церкви Петра и Павла «в Кожевниках» и находится в собрании Новгородского музея. На первых клеймах представлены эпизоды путешествия апостола Павла по Италии, во время которого он встречается с учениками апостола Петра. Следующие композиции показывают самопожертвование Диоскора – человека внешне похожего на Павла и согласившегося добровольно принять смерть, чтобы спасти жизнь апостола, и наказание потоплением города Путеола за гибель Диоскора. Из жития апостола Петра выделены сцены взятия под стражу и чудесное освобождение из темницы. Далее представлены встреча апостолов в Риме, их спор с иудеями о вере и совершенные апостолом Петром чудесные исцеления. Важный эпизод – история борьбы с Симоном-волхвом – самаритянским колдуном, творившим чудеса с помощью чародейства. Разоблаченный апостолами Симон-маг решил вознестись на небо, но по молитве Петра поддерживающие Симона демоны расступились, и он упал на землю. Заключительные сцены показывают казнь апостолов. Павла, как римского гражданина, усекли мечом, а Петра распяли, но он не считал себя достойным умереть такой же смертью как Господь, поэтому его распяли вниз головой. Житийные циклы различаются набором изображенных чудес. Встречаются сюжеты воскресения апостолами мертвых, их проповеди в разных городах и странах, исцеления больных. На некоторых иконах сцены мученичества апостолов становятся более распространенными. Например, чудо о прозрении Перпетуи и обращения в христианство воинов, казнивших Павла. Павел попросил у благочестивой женщины Перпетуи головную повязку, чтобы завязать ею глаза во время казни. После гибели апостола Перпетуя получила от воинов повязку с каплями крови апостола и, когда она ее повязала на себя, то у нее прозрел слепой глаз. Рассказ заканчивается казнью Перпетуи и воинов-христиан, казнивших Павла.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

  1. Комашко Н. И., Саенкова Е. М. Русская житийная икона. М., 2007.
  2. Мнева Н. Е., Филатов В. В. Икона Петра и Павла новгородского Софийского собора // Из истории русского и западноевропейского искусства. М., 1960. С. 81–102.
  3. Игнашина Е. В., Комарова Ю. Б. Апостолы Петр и Павел. Житие в иконе. М., 2010.
  4. Алпатов М. В. Древнерусская иконопись = Early Russian Icon Painting. М., 1978.
  5. Слово и образ. Русские житийные иконы XIV – начала ХХ века. Кат. выст. М., 2010.