Святой благоверный князь Андрей Боголюбский (умер в 1174 году) – сын великого князя Юрия Владимировича Долгорукого и дочери половецкого хана Аепы, внук великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха, владимиро-суздальский князь с 1155 года по 1174 год.
Андрей Боголюбский пытался возродить утраченное после смерти Владимира Мономаха единство Древнерусского государства. Он стремился подобно Владимиру Мономаху управлять раздробленными русскими княжествами через своих сыновей и родственников и таким образом объединить под своей властью распавшуюся на уделы Русь. Андрей Боголюбский переместил политический центр из Киева в северо-восточные земли, где завершил процесс формирования сильного Владимиро-Суздальского княжества. Он занял владимиро-суздальский стол вопреки воле отца Юрия Долгорукого, изгнав его вторую жену с сыновьями и племянниками. В борьбе с вечевыми традициями древних городов Ростова и Суздаля Андрей Боголюбский перенес столицу княжества во Владимир-на-Клязьме. Он добивался также создания в своих землях независимой от Киева митрополии.
Следуя византийским традициям, Андрей Боголюбский установил культ почитания Богородицы как покровительницы княжеской власти и владимиро-суздальской земли. Покидая Вышгород, данный ему в удел Юрием Долгоруким, он увез с собой реликвии – меч святого страстотерпца князя Бориса и привезенный из Константинополя образ Богородицы, известный как Владимирская икона Божией Матери. В сказании «О чюдесех пречистыя Богородица Володимирьскои иконы» повествуется о том, как Андрей Боголюбский в поисках чтимой Заступницы посетил Вышгородский женский монастырь, где на коленях со слезами на глазах просил Богородицу посетить «новопросвѣщеныя люди». Икону поместили в Успенском соборе города Владимира, где она прославилась многочисленными чудотворениями. Андрей Боголюбский установил торжества в честь образа Богородицы подобно тем празднествам, которые устраивались византийскими императорами в честь образа Божией Матери «Одигитрия». Он построил также несколько храмов посвященных Богородице и ввел в 1164 году празднование Покрова Пресвятой Богородицы. В своих действиях Андрей Боголюбский часто уподоблял себя византийским императорам. Например, в «Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 года и празднике 1 августа», составленном, возможно, при участии Андрея Боголюбского, сообщается о том, что летом 1164 года князь Андрей Боголюбский со своей дружиной отправился в поход против болгар, а византийский император Мануил Комнин со своим войском против сарацин. И было князю Андрею и его воинам чудесное явление «луча огнены от иконы Спаса нашего Бога и Владыкы … Тоже видение и Мануилъ царь тамо виде в един день» 1 августа. Оба войска милостью Божию одержали победу. В память об этом двойном чуде князь Андрей установил 1 августа (по старому стилю) празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
Своих политических целей князь добивался строгими мерами, что привело к заговору ближайшего окружения, в результате которого Андрей Боголюбский был убит в своей загородной резиденции в Боголюбово.
Наиболее ранние свидетельства о почитании Андрея Боголюбского относятся к XIII веку. Иван Грозный считал Андрея Боголюбского родоначальником самодержавия.
В древнерусском искусстве Андрей Боголюбский представлен, как правило, в виде средовека с темными волосами и короткой бородой в княжеских одеждах. Наиболее ранние изображения князя сохранились на минитюрах Радзивиловской летописи конца XV века. В иконописи изображения Андрея Боголюбского встречаются в клеймах, иллюстрирующих сказание «О чюдесех пречистыя Богородица Володимирьскои иконы», как например, на иконе Владимирской Божией Матери из собрания Музея-заповедника Московский Кремль первой трети XVII века. Единоличные изображения князя известны не ранее конца XIX века, например образ иконописца О.С. Чирикова из Государственного Эрмитажа конца XIX – начала XX века.
Память святого благоверного князя Андрея Боголюбского – 6 июля (23 июня по старому стилю), 17 июля (4 июля по старому стилю).
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
2. Лаврентьевская летопись // ПСРЛ. Т. 1. Стб. 383.
4. Ключевский В.О. Сказание о чудесах Владимирской иконы Божьей Матери. СПб., 1878. С. 21–28 (изд. ОЛДП, № 30).
8. Вахрина В.И., Щенникова Л.А. Владимирская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. Том IX. М., 2005. С. 8–38.
9. Преображенский А.С. Боголюбская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. Том V. М., 2002. С. 459–463.
10. Щенникова Л.А. Царьградская святыня «Богоматерь Одигитрия» и ее почитание в Московской Руси. // Древнерусское искусство. Византия и Древняя Русь. К 100-летию А.Н. Грабара. СПб., 1999. С. 329–344.
11. Тимофеева Т.П., Новаковская-Бухман С.М. Церковь Покрова на Нерли. М., 2003.