Иоанн Предтеча – последний ветхозаветный пророк, открывший избранному народу Иисуса Христа как Мессию-Спасителя. Другое наименование святого – Иоанн Креститель – подчеркивает его миссию крещения Иисуса Христа. Повествования о жизни и служении Иоанна Предтечи содержатся в ряде источников: в четырех канонических Евангелиях, в книге Деяния святых апостолов, у Иосифа Флавия, в раннехристианских апокрифах.

О детстве Иоанна Предтечи свидетельствует Евангелие от Луки: «младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк. 1: 80). Каким образом Иоанн Предтеча оказался в пустыне, и что случилось с его родителями (осиротел ли он), евангелисты не сообщают. Апокрифическая традиция связывает пребывание Иоанна Предтечи в пустыне с приказом царя Ирода об избиении Вифлеемских младенцев. Другие евангелисты-синоптики сообщают о том, что служение Иоанна Предтечи было в «пустыне Иудейской» (Мф. 3: 1) и возле Иордана (Мф. 3: 5–6; Мк. 1: 5). Евангелисты Матфей и Марк особое внимание уделяют одежде и образу жизни Иоанна Предтечи: Он носил «одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих» и питался акридами и диким медом. Обстоятельства служения Иоанна Предтечи нашли отражение в иконографии святого. В X – XI веках существовала сцена «Моление св. Иоанна Предтечи в пустыне», где представлен момент призвания Иоанна Предтечи на служение: святой изображен в молитвенной позе на фоне гористого ландшафта (впервые на фресках Каппадокии в Токалы-килисе (капелла 7) в Гёреме, конец X века). Другой вариант иконографии Иоанна Предтечи в пустыне представляет собой фронтальное изображение святого на фоне пустынного пейзажа. Наиболее ранние примеры находятся во фресковых росписях церкви Благовещения на Мячине в Великом Новгороде (1189), на иконах из монастыря великомученицы Екатерины на Синае («Иоанн Предтеча в пустыне, с тремя сценами жития», конец XII века; «Иоанн Предтеча в пустыне», первая половина XIII века). Композиция «Иоанн Предтеча в пустыне» существовала в византийском и древнерусском искусстве в качестве самостоятельного иконного образа и в составе житийного цикла святого, например: в клейме четырехчастной иконы из ГТГ (конец XIV – начала XV века); на таблетке из Софийского собора в Новгороде (конец XV века) и на других.

Память святого празднуется несколько раз и связана с различными событиями его жизни и почитания. 7 июля (по старому стилю 24 июня) – Рождество Иоанна Предтечи, 11 сентября (по старому стилю 29 августа) – Усекновение главы Иоанна Предтечи, 6 октября (по старому стилю 23 сентября) – Зачатие Иоанна Предтечи, 20 января (по старому стилю 7 января) – Собор Иоанна Предтечи, 9 марта (по старому стилю 24 февраля) и 7 июня (по старому стилю 25 мая) – Обретения честной главы Иоанна Предтечи.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Ткаченко А. А., Э. П. А., Лисовой Н. Н., Артюхова Т. А., Королёв А. А., Турилов А. А., Устинова Ю. В., Иванова Ю. В. Иоанн Предтеча. // Православная энциклопедия. Том XХIV. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. — С. 528–577.

2. Каменнов В. Иконография Иоанна Крестителя в Вост. и Зап. Церкви // ПС. 1887.

3. Лихачев Н. П. Материалы для истории русского иконописания. — СПб., 1906.

4. Haring W. The Winded St. John the Baptist // The Art Bull. — N. Y., 1922. Vol. 5. N 2. — P. 36–40.

5. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. — М., 1963.

6. Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании П. Корина. — М., 1966. — Кат. 79, 105.

7. Даен Н. Е. Новооткрытый памятник станковой живописи эпохи Ивана Грозного: (Икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» из Махрищского монастыря) // ДРИ. — М., 1970. — С. 207–275.

8. Татић-Ђурић М. Икона Jована крилатог из Дечана // Зб. Народног музеjа. — Белград, 1973. ќњ. 7. — С. 39–51.

9. Вздорнов Г. И. Икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» – памятник круга Феофана Грека // ПКНО, 1975. — М., 1976. — C. 171–180.

10. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода: XV век. — М., 1982.

11. Малков Ю. Г. Стенопись собора Рождества Богородицы на Возмище в Волоколамске // ДРИ. — СПб., 1997. [Вып.:] Исследования и атрибуции. — С. 267–284.

12. Творогов О. В. Сказания об Иоанне Предтече // СККДР. 1987. Вып. 1. — C. 418–421.

13. Sinai: Treasures of the Monastery of Saint Catherine. — Athens, 1990.

14. Филатов В. В. Особенности иконографии фресок Андрея Рублева в соборе Успения на Городке в Звенигороде // Искусство Древней Руси: Проблемы иконографии. — М., 1994. — С. 8–10.

15. Гусева Э. К. Икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» конца XIV века. // ГТГ: Каталог собрания — М., 1995. Т. 1. — C. 149–150.

16. Царевская Т. Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах»). — Новгород, 1999.

17. Бродовая Ю. В. Новооткрытая икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни с житием» из собрания ГМЗ «Коломенское»: Проблемы иконографии житийного цикла // ИХМ. — М., 2001. Вып. 5. — С. 150–168;

18. Шалина И. А. Икона «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи с житием» из церкви Богоявления с Запсковья и псковская живопись второй четверти XVI века. // ИХМ. — М., 2007. Вып. 10. — С. 318–348.

19. Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: Иконографическая программа росписи. — СПб., 2002.