Согласно церковному преданию, первую икону Божией Матери Милостивой Киккской написал евангелист Лука еще при жизни Богоматери для христиан Египта. Долгое время древний образ находился в Египте, потом был перевезен в Константинополь и поставлен во дворце. После чудесного исцеления дочери императора Алексея I Комнина (1081 – 1118), Божия Матерь явилась ему во сне и повелела послать свою чудотворную икону на остров Кипр. Следуя этому повелению, император оставил у себя точную копию иконы, а оригинал отправил на Кипр. На Кипре монах Исайя, благодаря личному вкладу Алексея Комнина, основал в честь Богоматери Елеусы мужской монастырь на горе Киккос, от которой чудотворный образ и получил наименование «Киккская». В этом монастыре икона пребывает и по сей день. Согласно преданию, еще по велению византийского императора икона была покрыта бархатной пеленой, чтобы никто не увидел ликов Богородицы и Младенца Христа. Поэтому на протяжении многих веков святыня скрыта от глаз завесой, которую не открывают даже церковные иерархи.

Киккская икона – поясное изображение Богоматери, представляющее особый извод иконографии Умиления – Взыграние Младенца. Ее главная отличительная особенность – сложная поза сидящего на руках Богоматери Младенца Христа, ноги которого повернуты в одну сторону, а корпус и голова – в другую, Младенец болтает обнаженными до колен ножками, сидя на руках Богоматери. Христос облачен в короткий хитон, перехваченный пояском, иногда из-под хитона видны рукава белой или полупрозрачной рубашечки. В связи с тем, что икона закрыта пеленой, невозможно точно определить детали композиции протографа. Поэтому в списках с чудотворной иконы имеется ряд разночтений: свернутый или развернутый свиток, надписи на нем, приподнятая или опущенная ручка Младенца со свитком, положение Его ножек. Существует два наиболее известных варианта извода Киккской иконы – с развернутым и свернутым свитком. На свитке начертан текст пророчества Исайи по-гречески (или по-славянски): «Дух Господень на Мне егоже ради помазамя» (Ис. 61: 1; Лк. 4: 18). Ханс Бельтинг считает, что мотив взыграния Младенца на Киккской иконе связан с темой принесения Младенца во храм и образом пророка Симеона. Во взыгрании Христа на руках Матери и Его желании устремиться на руки старца Симеона, который несет Его как жертву, Бельтинг усматривает символ стремления Младенца к жертвенному пути.

Одним из наиболее ранних списков иконы считается «Киккская Богоматерь» первой трети XII века из монастыря святой Екатерины на Синае. В иконостасе соборного храма Киккского монастыря справа от чудотворного образа находится список XVIII века. В XV – XVII веках Киккская иконография разошлась во множестве вариантов по всему греческому Востоку. В России, особенно в южных районах, она появилась в конце XVI – начале XVII столетия в связи с распространением сказаний о кипрских святынях. Один из самых известных списков Киккской иконы – образ кисти Симона Ушакова (1668 год), написанный для главного иконостаса церкви Григория Неокесарийского на Большой Полянке в Москве (ныне в собрании Третьяковской галереи). Другой известный список с Киккской иконы кисти Симона Ушакова (1675 год) хранился во Флорищевой пустыни Владимирской епархии (ныне во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике). Здесь Младенец изображен восседающим на левой руке Божией Матери, зеркально по отношению к изображению на иконе из церкви Григория Неокесарийского.

Празднование иконе установлено 25 ноября (12 ноября по старому стилю) и 8 января (26 декабря по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Белоброва О.А. Об иконах Богоматерь Кипрская и Богоматерь Киккская в русской культуре XVII – начала XVIII в. // Белоброва О.А. Очерки русской художественной культуры XVI – XX веков. М., 2005.

2. Энколпион. Краткое описание Святого Монастыря Киккоса. Никосия, 1995.

3. Монастырь Пресвятой Богородицы Киккской. Никосия, 2007.

4. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

5. Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006.

6. Злотникова И.В. Списки Киккской иконы Божией Матери в брянских обителях // Русский инок. 2009.

7. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи с итальянскою живописью раннего Возрождения. СПб., 1911.

8. Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. М., 1984.

9. Хохлова И.Л. Иконы Рыбинска. Рыбинск, 2009.

10. Хохлова И.Л. Иконы Рыбинского музея. М., 2005.

11. Хохлова И.Л. Иконы Рыбинска. Рыбинск, 2009.

12. Маркелов Г. Книга иконных образцов: 500 подлинных прорисей и переводов с русских икон XV–XIX веков. СПб., 2006.

13. Иконы из Болгарии XIII – XIX веков. Кат. выст. София, 2009.