Иоанн Предтеча – последний ветхозаветный пророк, открывший избранному народу Иисуса Христа как Мессию-Спасителя. Другое наименование святого – Иоанн Креститель – подчеркивает его миссию крещения Иисуса Христа. Повествования о жизни и служении Иоанна Предтечи содержатся в ряде источников: в четырех канонических Евангелиях, в книге Деяния святых апостолов, у Иосифа Флавия, в раннехристианских апокрифах.

Исключительное почитание Иоанна Предтечи в странах христианского мира повлияло на формирование обширной и разнообразной иконографии святого. Первые изображения Иоанна Предтечи появились в раннехристианском искусстве в композициях «Крещение Господне». Самый ранний из известных единоличных образов святого – икона «Святой Иоанн Предтеча» из монастыря святой Екатерины на Синае (Музей искусств им. Б. и В. Ханенко, Киев) датируется второй половиной VI века. (?). На этой и других иконах святой облачен во власяницу и в гиматий.

В византийском искусстве образ Иоанна Предтечи обогащался символикой, раскрывавшей различные аспекты служения святого и его почитания. Результатом этого процесса стало формирование в конце XIII века иконографии «Святой Иоанн Предтеча – Ангел пустыни». В ее сложении выделяется несколько этапов. В X – XI веках существовала сцена «Моление Иоанна Предтечи в пустыне», где на фоне пейзажа представлен момент призвания на служение. В середине XI века в миниатюрах появилось изображение Иоанна Предтечи с секирой на неплодном дереве – иллюстрация слов святого: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лк 3. 9), нередко помещаемых на свитке в его руке. На рубеже XI – XII веков было выполнено утраченное ныне мозаичное изображение Иоанна Предтечи с усекновенной главой на фасаде монастырского храма святого Георгия в Палермо. В XII веке появились также образы «Святой Иоанн Предтеча в пустыне», на которых все перечисленные иконографические элементы (пустыня, секира на неплодном дереве, свиток с текстом, глава в сосуде) были соединены в едином пространстве с образом молящегося святого: на фреске церкви Благовещения на Мячине в Великом Новгороде, на иконах из монастыря святой Екатерины на Синае. В конце XIII века эта схема была дополнена изображением крыльев. Самый ранний образ крылатого Иоанна Предтечи сохранился на фресках церкви преподобного Ахиллия, епископа Лариссы, в Арилье, Сербия (1296 год).

Первоисточником изображений крылатого Иоанна Предтечи является пророчество Малахии: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною...» (Мал. 3: 1), которое в Новом Завете соотносится с личностью Иоанна Предтечи. Согласно святоотеческому толкованию, Иоанн Предтеча стал обладателем естества, равного ангельскому, вследствие своего аскетического подвига. Наиболее широкое распространение данный иконографический тип получил в древнерусском искусстве XVI – XVII веков.

Память святого празднуется несколько раз и связана с различными событиями его жизни и почитания. 7 июля (по старому стилю 24 июня) – Рождество Иоанна Предтечи, 11 сентября (по старому стилю 29 августа) – Усекновение главы Иоанна Предтечи, 6 октября (по старому стилю 23 сентября) – Зачатие Иоанна Предтечи, 20 января (по старому стилю 7 января) – Собор Иоанна Предтечи, 9 марта (по старому стилю 24 февраля) и 7 июня (по старому стилю 25 мая) – Обретения честной главы Иоанна Предтечи.

Литература

:

1. Ткаченко А. А., Э. П. А., Лисовой Н. Н., Артюхова Т. А., Королёв А. А., Турилов А. А., Устинова Ю. В., Иванова Ю. В. Иоанн Предтеча. // Православная энциклопедия. Том XХIV. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. — С. 528–577.

2. Каменнов В. Иконография Иоанна Крестителя в Вост. и Зап. Церкви // ПС. 1887.

3. Лихачев Н. П. Материалы для истории русского иконописания. — СПб., 1906.

4. Haring W. The Winded St. John the Baptist // The Art Bull. — N. Y., 1922. Vol. 5. N 2. — P. 36–40.

5. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. — М., 1963.

6. Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании П. Корина. — М., 1966. — Кат. 79, 105.

7. Даен Н. Е. Новооткрытый памятник станковой живописи эпохи Ивана Грозного: (Икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» из Махрищского монастыря) // ДРИ. — М., 1970. — С. 207–275.

8. Татић-Ђурић М. Икона Jована крилатог из Дечана // Зб. Народног музеjа. — Белград, 1973. ќњ. 7. — С. 39–51.

9. Вздорнов Г. И. Икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» – памятник круга Феофана Грека // ПКНО, 1975. — М., 1976. — C. 171–180.

10. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода: XV век — М., 1982. — С. 298–299. Кат. 63.

11. Малков Ю. Г. Стенопись собора Рождества Богородицы на Возмище в Волоколамске // ДРИ. — СПб., 1997. [Вып.:] Исследования и атрибуции. — С. 267–284.

12. Творогов О. В. Сказания об Иоанне Предтече // СККДР. 1987. Вып. 1. — C. 418–421.

13. Sinai: Treasures of the Monastery of Saint Catherine. — Athens, 1990.

14. Филатов В. В. Особенности иконографии фресок Андрея Рублева в соборе Успения на Городке в Звенигороде // Искусство Древней Руси: Проблемы иконографии. — М., 1994. — С. 8–10.

15. Гусева Э. К. Икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» конца XIV века. // ГТГ: Каталог собрания — М., 1995. Т. 1. — C. 149–150.

16. Царевская Т. Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах»). — Новгород, 1999.

17. Бродовая Ю. В. Новооткрытая икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни с житием» из собрания ГМЗ «Коломенское»: Проблемы иконографии житийного цикла // ИХМ. — М., 2001. Вып. 5. — С. 150–168;

18. Шалина И. А. Икона «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи с житием» из церкви Богоявления с Запсковья и псковская живопись второй четверти XVI века. // ИХМ. — М., 2007. Вып. 10. — С. 318–348.