На иконе представлено поясное изображение Богоматери со склоненной к Младенцу головой. Иисус восседает на левой руке Божией Матери. Правая рука Младенца поднята в благословляющем жесте, в левой Он держит свернутый свиток. Седмиезерная икона Божией Матери относится к иконографическому типу Одигитрии, близкому к Смоленской иконе Божией Матери, но отличается от нее особым положением рук Богоматери: ладонь правой руки развернута наружу, как бы осеняя молящегося. По мнению И.Л. Бусевой-Давыдовой, этот необычный извод восходит к иконе Одигитрии из местного ряда иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря работы Дионисия начала XVI века, и далее – к итальянской живописи XV века. В позднейших списках жест руки Богоматери был изменен на благословение, и такая иконография почиталась старообрядцами.

Чудотворная Седмиезерная икона Пресвятой Богородицы находилась в Седмиезерной Богородицкой пустыни Казанской епархии, в 17 верстах от Казани. Икона была келейной иконой основателя монастыря монаха Евфимия и принесена им из Великого Устюга в 1615 году. Он выбрал себе уединенное место, окруженное семью небольшими озерами, которые впоследствии слились в одно. От семи озер основанная им пустынь и его келейная икона и получили имя «седмиезерных».

В настоящее время Седмиезерная икона Божией Матери находится в иконостасе Петропавловского собора в Казани. Икона не доступна для научного исследования, поэтому предположительно датируется исследователями рубежом XVI – XVII веков.

Икона прославилась многочисленными чудесами. Празднование иконе отмечается 9 июля (26 июня по старому стилю) в память избавления Казани от чумы, и 26 октября (13 октября по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Лихачев Н.П. Историческое значение итало-греческой иконописи. Изображения Богоматери в произведениях итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции некоторых прославленных русских икон. СПб., 1911. С. 108–109.

2. Бусева-Давыдова И.Л. Богоматерь Седмиезерная. К вопросу о сложении иконографического типа // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 368–369.

3. Сухова О.А. и др. Иконы Мурома. М., 2004. № 9.

4. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых Православной Церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображением в тексте праздников и икон Божией Матери. Ярославль, 2000.

5. Поселянин Е. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон. СПб., 1909.

6. Великие и чудотворные / Сост. В.Е. Суздалев. Нижний Новгород, 1993.

7. О тебе радуется. Русские иконы Богоматери XVI – начала XX веков. Кат. выст. М., 1995.

8. Успенские М.И. и В.И. Древние иконы из собрания А. М. Постникова. В двух томах. СПб., 1899. Том II, табл. XXVII.

9. Маркелов Г.В. Книга иконных образцов. СПб., 2001. № 122, том I. С. 531–532.

10. Святые образы: Русские иконы XV – начала XX веков из частных собраний / Авт.-сост. И.В. Тарноградский. Авт. текстов И.Л. Бусева-Давыдова. М., 2006.