Святитель Григорий Богослов (325/330 – 389/390) – архиепископ Константинопольский, выдающийся богослов, один из главных выразителей учения православной Церкви.
Многочисленные свидетельства о жизни Григория Богослова сохранились в автобиографических сочинениях самого святителя – книге «О себе самом», поэме «О своей жизни», в обширной переписке с родственниками и друзьями и др., а также в сочинениях современников.
Святитель Григорий Богослов происходил из знатной и богатой семьи. Его мать, святая Нонна, была христианкой. Под ее влиянием, отец святого, святитель Григорий Назианзский (старший), принял Крещение в возрасте 45 лет. Родители святителя долгое время не имели детей, и святая Нонна дала обет посвятить ребенка Богу. Григорий Богослов всю жизнь стремился исполнить этот обет. Он родился в поместье своих родителей Арианз (современный Сиврихисар, Турция), находившегося неподалеку от города Назианз в Каппадокии (4 км к северо-западу от нынешней турецкой деревни Bekârlar в восточной части ила Аксарай, Турция). По мнению исследователей, это произошло около 325–330 годов. Святая Нонна воспитывала своих детей Григория, Кесария и Горгонию в христианском благочестии. Григорий Богослов обучался в лучших учебных заведениях своего времени. Начальное и среднее образование он получил в школах в Назианзе и Кесарии Каппадокийской, где познакомился с будущим святителем Василием Великим, который впоследствии стал его близким другом. Чтобы получить высшее образование, юноша вместе с братом Кесарием отправляется в Александрию, а затем один – в Афины. В афинской академии Григорий основательно изучил приемы риторики, античную литературу и философию. После окончания обучения он остался в Афинах еще на некоторое время в качестве преподавателя риторики.
Григорий вернулся домой в 356–357 годах, когда ему было около тридцати лет, и принял святое Крещение. Он желал вести аскетический образ жизни и заниматься в уединении учеными занятиями, однако вынужден был помогать отцу, епископу Назианза, в управлении делами епископии и родового поместья. Отец рукоположил его во пресвитеры, а святитель Василий Великий – во епископы Самосаты. После смерти отца Григорий Богослов был избран епископом Назианзина, а позднее архиепископом Константинополя.
Григорий Богослов тяготился общественным служением. Он оказался вовлечен в борьбу против арианства и других ересей, которые в это время получили распространение на христианском Востоке. Противники Никейского Символа веры использовали в своей борьбе интриги и ложные доносы. Временами, святитель оставлял епископскую кафедру для того, чтобы в уединении заниматься богословием. Труды святителя легли в основу учения православной Церкви.
Последние годы жизни Григорий Богослов провел в родовом поместье в молитве и литературных трудах. Скончался святитель около 389–390 годов, завещав почти все свое состояние Назианзинской Церкви для помощи нуждающимся.
В византийском и русском искусстве Григорий Богослов изображается в виде старца с седыми или темными с проседью волосами, большими залысинами на лбу и широкой бородой средней длины в святительских одеждах – фелони и омофоре – с евангелием или свитком в руке. Самое раннее из дошедших до нашего времени изображений святителя сохранилось в росписях алтаря церкви Санта-Мария Антиква в Риме около 649 года. В русском искусстве наиболее древним является изображение Григория Богослова в мозаиках Софийского собора в Киеве (1037–1045). Образ святителя включался в состав икон деисусного чина. Примером может служить ростовой образ Григория Богослова из деисусного чина Успенского собора Владимира 1408 года из собрания Третьяковской Галереи. Широкое распространение получили как единоличные образы святого, так и в числе избранных святых. Кроме того, после учреждения в 1084 году праздника Трех святителей появились иконы, где Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст изображены фронтально в рост, как, например, на псковской иконе «Три святителя» конца XVI – начала XVII века из собрания Государственного Исторического Музея.
Дни памяти святителя Григория Богослова – 7 февраля (25 января по старому стилю), 12 февраля (30 января по старому стилю).
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
2. Покровский Н. В. Стенные росписи в древних храмах, греческих и русских // Труды VII археологического съезда. М., 1889. Т. 1. С. 132–136. Табл. XIII–XV.
3. Андрей Рублев. Подвиг иконописания. К 650-летию великого художника. Каталог выставки. М., 2010. С. 255. Илл. 266, 267, 269.
4. Сводный иконописный подлинник XVIII века. По списку Г. Филимонова. М., 1874. С. 257.