Икона Богоматери Трех Радостей – один из немногих примеров в русском искусстве, когда икона западноевропейского происхождения стала русской чудотворной святыней. Икона Богоматери Трех Радостей была привезена из Италии в XVIII веке в Москву и выполнена как копия иконы «Святое Семейство» кисти Рафаэля. Прототип, написанный Рафаэлем или представителем рафаэлевской живописной школы, представляет Деву Марию в окружении Младенца Христа и маленького Иоанна Крестителя. На образе, названном впоследствии «Три радости», отсутствует изображение Иосифа Обручника, появившееся позднее на русских иконах. После прославления образа Богоматери «Трех Радостей» многие списки с иконы стали писать в древнерусской иконописной традиции. По сравнению с итальянским прототипом, Младенец Христос на этих образах обычно изображался на руках Богоматери в зеркальном отражении – с левой стороны, а Иоанн Креститель и Иосиф Обручник писались по разные стороны от Богородицы с Младенцем.

Известно, что автор иконы оставил ее в Москве у своего родственника, настоятеля храма Троицы на Грязех. После смерти художника священник передал икону в храм и поместил ее над входом перед папертью. Название иконы происходит от чуда, совершившегося через 40 лет. Знатная московская женщина понесла три утраты: муж оклеветан и попал в ссылку, имение отобрали в казну, единственный сын попал в плен во время войны. Во время молитвы к Богородице она услышала голос, повелевший ей отыскать икону Святого Семейства и молиться перед ней. После долгих исканий иконы по московским храмам, женщина обнаружила чудотворный образ на паперти Троицкой церкви на Покровке. После усердной молитвы, она получила три радостные вести: муж оправдан и возвращен из ссылки, имение возвращено из казны, а сын освобожден из плена. С тех пор святая икона и получила название «Трех Радостей». Вскоре появились списки с чудотворного образа, выполненные в русской иконописной традиции.

Троицкий храм на Грязех неоднократно перестраивался, в 1861 году был возведен каменный храм. Святитель Филарет, митрополит Московский, освятил главный престол в честь иконы Божией Матери «Трех Радостей», или Собора Богородицы, являющийся и поныне единственным престолом в честь этого святого образа. После закрытия Троицкой церкви в 1929 году икона Божией Матери «Трех радостей» утрачена.

Известно, что икона «Трех радостей» весьма почиталась в царствующем Доме. Один из списков образа являлся келейной иконой императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Фрейлина Анна Федоровна Аксакова (урожденная Тютчева) подарила икону императрице по обету, данному перед ракой преподобного Сергия, Аксакова была первой воспитательницей великого князя Сергея Александровича. После смерти Марии Федоровны образ был возвращен А. Ф. Аксаковой, но пробыл у нее недолго. Вскоре фрейлина принесла его в дар Сергею Александровичу для его невесты великой княгини Елизаветы Федоровны. В письме своему бывшему воспитаннику Аксакова написала: «Я хотела бы, чтобы Ваша невеста приняла этот образ как благословение, идущее от Вашей матери и от святого, который является покровителем России, и который, вместе с тем, и Ваш покровитель».

Празднование образу Божией Матери «Три Радости» совершается 8 января (26 декабря по старому стилю) в день Собора Богородицы, следующий день после Рождества Христова.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

  1. Васильева А.В. Икона Божией Матери «Три радости».
  2. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых Православной Церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображением в тексте праздников и икон Божией Матери. Ярославль, 2000.
  3. Поселянин Е. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон. СПб., 1909.
  4. Шесть веков русской иконы. Новые открытия. Выставка из частных собраний к 60-летию Музея имени Андрея Рублева. М., 2007.