«Царь Царем» – иконографический тип изображения Иисуса Христа, в котором Он представлен как Царь и Великий Архиерей. Спаситель изображается восседающим на престоле. Он одет в царские одежды – далматик и лор. Далматик – одежда византийских императоров, изготовлялась из дорогой ткани красного цвета и украшалась золотом и драгоценными камнями, именно в такую, похожую на царское одеяние багряницу одели Христа при поругании. На голове Спасителя корона-камилавка с перпендулиями (подвесками). Поверх царских одежд лежит омофор – длинная широкая лента с изображениями крестов, принадлежность богослужебного облачения архиерея. Изображение Христа сопровождают надписи «Царь Царем», «Судия праведный», «Грозный Судия», «Царь царствующих и Господь господствующих». Встречаются как отдельные изображения Иисуса Христа в типе «Царь Царем», так и в составе композиции «Предста Царица одесную Тебе». Иконография Иисуса Христа «Царь Царем» близка иконографии Спасителя «Великий Архиерей».

В основе этой композиции лежит текст Откровения Иоанна Богослова: «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим… облечен в одежду, обагренную кровью. … На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих»» (Откр.19: 11–17). А также текст 109 Псалма: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109: 4), – и его истолкование в Послании к Евреям: «…Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, … Ты священник вовек по чину Мелхиседека.… Сын… сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека» (Евр. 5: 5–10).

Подобные композиции известны в византийском искусстве с XIV века. В русской иконописи самым древним памятником подобного рода является икона «Предста Царица» из Успенского собора Московского Кремля конца XIV века. В XVII веке эту композицию иногда используют в качестве средника деисусного чина. Примером может служить икона из деисусного ряда иконостаса церкви Покрова в Филях.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Квливидзе Н. В. Деисус. // Православная энциклопедия. Том XIV. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. С. 316–319.

2. Осташенко Е. Я. Об иконографическом типе иконы «Предста Царица» Успенского собора Московского Кремля. // Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции [т. 10]. М.: Наука, 1977. С. 175–187.

3. Иконы Успенского собора Московского Кремля. XI – начало XV века. Каталог. М.: Северный паломник, 2007. Кат. № 11, С. 128–133.

4. Квливидзе Н. В. Иисус Христос «Великий Архиерей». // Православная энциклопедия. Том VII. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. С. 541–544.

5. Интернет-портал «Древо: открытая православная энциклопедия»: http://drevo-info.ru/