Святая Феврония Муромская (в иночестве Евросинья) – жена муромского князя Петра. Святые благоверные Петр и Феврония – Муромские чудотворцы, покровители Муромской земли.
О жизни муромских святых рассказывает «Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Еуфросинии», которая была составлена на основе устных преданий в конце сороковых годов XVI века Ермолаем (в иночестве Еразмом).
Согласно этой Повести, Петр был младшим братом муромского князя Павла, к жене которого прилетал «блудный змей»-оборотень под видом самого Павла. Петру удалось сразить чудовище чудесным Агриковым мечом, но от ядовитых капель крови змея все тело Петра покрылось язвами. В поисках искусного врача он приказал везти себя в Рязанскую землю. В деревне Ласково его слуга нашел деву Февронию, дочь бортника, которая пообещала вылечить Петра, если он возьмет ее в жены. Петр согласился. Однако, получив исцеление, он не выполнил своего обещания и уехал в Муром. Через некоторое время язвы вновь покрыли тело князя. Петр со стыдом вернулся к деве Февронии. Мудрая дева во второй раз вылечила его, после чего муромский князь женился на ней.
После смерти старшего брата Петр унаследовал княжество, но муромские бояре и их жены не желали подчиняться княгине-простолюдинке. Они предложили Февронии взять, что пожелает, и покинуть Муром. Феврония попросила отдать ей мужа Петра, и бояре согласились, так как каждый из них надеялся стать новым правителем. Петр и Феврония уехали из города. Однако через некоторое время в Муроме началась кровавая боярская междоусобица, и народ потребовал возвращения князя и его супруги.
Петр и Феврония вновь стали правителями княжества, и «были они милостивыми ко всем людям, под их властью находящимся, словно чадолюбивые отец и мать».
В конце жизни они приняли монашеский постриг с именами Давида и Евфросинии и велели положить их после смерти в гробе, сделанном из единого камня и имеющем перегородку. Супруги просили в молитвах о том, чтобы умереть в одно время.
Когда Петр почувствовал приближение кончины, он послал сказать об этом Февронии, которая в это время вышивала воздух для церкви и хотела закончить работу. Она стала умолять супруга немного подождать, чтобы умереть вместе. Но Петр вновь послал сказать, что уже отходит в «княжение вечное», тогда Феврония прекратила свою работу, воткнула иглу в воздух, обернула ее ниткой, и они вместе преставились.
Муромцы не решились похоронить монаха и монахиню в едином гробе, но наутро тела святых чудесным образом были обретены вместе. После того, как чудо повторилось люди «не смеяху прикоснутся святем их телесем и положиша я во едином гробе».
Среди Муромских князей не было князя с именем Петр. Некоторые исследователи отождествляют героя повести с Муромским князем Давидом Юрьевичем, который правил с 1204 по 1227/1228 годы.
Святые Петр и Феврония были канонизированы на соборе 1547 года, но известно, что уже в XV веке существовало их местное почитание в Муроме.
На иконах святая Феврония изображается как преподобная в иноческой одежде со схимническим куколем на голове, так как перед смертью она приняла постриг. Самые ранние изображения, вероятно, появились после прославления в 1547 году. Большинство икон происходит из муромских монастырей и церквей. Ранним примером такого рода икон является образ «Святая Феврония Муромская» второй половины XVI века из Мурома (в собрании Музея имени Андрея Рублева).
Память преподобной Февронии Муромской – 8 июля (25 июня по старому стилю).
С 2008 года 8 июля – день памяти Петра и Февронии Муромских - празднуется как «День семьи, любви и верности».
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
1. Сухова О.А. Иконы Мурома. М., 2004.
2. Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Еуфросинии.// Текст публикуется по списку первой редакции в рукописи, относящейся к концу XVI — началу XVII вв. (ГИМ, собр. Уварова, № 1056 (523), лл. 353-369 об.), исправления внесены по рукописи ГИМ, собр. Хлудова, № 147, опубликованному М. О. Скрипилем в ТОДРЛ. Т. VII. 1949. С. 225-246. «История литературы Древней Руси»
3. Сухова О.А. Благоверные святые Петр и Феврония Муромские. М., 2009.
4. Повесть о Петре и Февронии. Л., 1979 (текст Жития Святых в редакции патриарха Гермогена).
5. Русская иконопись. Большая коллекция. М.,2003.
6. Святые земли Русской. Сост. С.С. Бычков. М., 2002.