Кипрские святыни известны русским паломникам с XII века, хотя наименование иконы Божией Матери «Кипрская» не было принято на христианском Востоке. Поэтому этот эпитет мог относиться к разным по иконографии Богородичным иконам, обозначая страну происхождения прототипа. В текстах хождений и сказаний описывается устойчивая композиция: Богоматерь с Младенцем на руках, сидящая на престоле, по сторонам два ангела или сонм ангелов. Другой описанный извод с надписью «Кипрская» показывает поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом на руках, соответствующее по иконографии Киккской иконе Божией Матери.

Протографом Кипрской иконы принято считать образ, явление которого произошло в 392 году в городе Ларнака на острове Кипр, на месте погребения праведного Лазаря. Икона хранилась в монастыре Ставруни, устроенном на месте обретения. Затем для иконы была построена церковь Панагии Ангелоктисты. Сначала икона была поставлена на воротах церкви. Однажды аравитянин, проезжая мимо этой церкви, пустил в образ стрелу и попал в колено Пресвятой Богородицы. В ту же минуту из раны потекла кровь и обагрила землю. В ужасе аравитянин бросился скакать домой, но, не доехав до дому, пал на пути мертвым. Впоследствии икона была утрачена, но в храме сохранилась мозаичная копия чудотворного образа. На Кипрской иконе Богоматерь с Младенцем на коленях восседает на троне. Богородицу окружают Ангелы с пальмовыми ветвями в руках, внизу припадающие преподобные Пелагия и Мария.

На другом распространённом изводе Богородица, восседающая на троне, изображена чуть в профиль, а Богомладенец держит в руках скипетр. В России известны разные списки Кипрской иконы Божией Матери, прославившиеся чудотворениями и получившие собственное название, связанное с местонахождением прославленного образа. Особенно почиталась икона, находящаяся в селе Стромынь – Стромынская икона Божией Матери (Ногинский район Московской области). В настоящее время икона находится под окладом, скрывающим некоторые иконографические нюансы. Согласно описанию XIX века: Божия Матерь изображается с короной на голове, Она сидит на троне; чуть выше по сторонам от Нее стоят два ангела в венцах с ветвями; внизу с двух сторон коленопреклоненные священномученик Антипа и мученица Фотиния. Этот список Кипрской иконы прославился в 1841 году исцелением девицы Марфы. В церкви села Стромынь этой иконе совершали также празднование 16 февраля – в день исцеления девицы Марфы.

Другой список Кипрской иконы – Нижегородский, происходит из церкви святого Иоанна Предтечи на Слободке – также представляет Богоматерь с Младенцем Христом на троне, на голове Богоматери – корона. Кипрская икона Божией Матери прославилась многими чудесами: по молитвам перед образом прекратилась моровая язва в Нижнем Новгороде в 1771 году. Жители города брали святую икону к себе в дома, совершали перед ней молебны и получали исцеления.

Дни празднования Кипрской иконы Божией Матери: 3 мая (20 апреля по старому стилю) в Неделю Православия и в День Святого Духа, 22 июля (9 июля по старому стилю).


Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

2. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых Православной Церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображением в тексте праздников и икон Божией Матери. Ярославль, 2000.

3. Поселянин Е. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон. СПб., 1909.

4. Белоброва О. А. Об иконах Богоматерь Кипрская и Богоматерь Киккская в русской культуре XVII – начала XVIII в. // Белоброва О.А. Очерки русской художественной культуры XVI – XX веков. М., 2005. С. 315–323.